Перейти к материалам
истории

«Май декабрь» — драма с Джулианной Мур и Натали Портман Одну героиню посадили в тюрьму из-за романа с подростком (после освобождения они поженились). Другая играет первую в кино

Источник: Meduza
Killer Films / Entertainment Pictures / ZUMAPRESS.com / Scanpix / LETA

29 февраля в российский прокат выходит драма американского режиссера Тодда Хейнса «Май декабрь». Главные роли в ней сыграли Джулианна Мур и Натали Портман. Героиня Мур — фигурантка известного на всю Америку дела: когда ей было 36, она вступила в отношения с 13-летним — после чего попала в тюрьму. Выйдя, она начала с ним встречаться, а затем вышла замуж. Героиня Портман готовится сыграть в художественном фильме по мотивам этой истории. Кинокритик Антон Долин рассказывает о фильме, четырежды номинированном на «Золотой глобус».

Крупным планом — яркие экзотические растения и насекомые на них. Мир то ли прекрасный, то ли отвратительный. За кадром, укрепляя сомнения, вступает громкая драматичная музыка, будто мы находимся не на первых секундах фильма, а в самой его кульминации. «Май декабрь» Тодда Хейнса сбивает с толка и интригует, едва успев начаться. 

Начать с самого простого — названия. Устаревшая идиома обозначает большой разрыв в возрасте между партнерами или супругами. Разница между Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) не просто велика — она шокирует, особенно при учете обстоятельств знакомства. Грейси, на тот момент замужняя и вполне счастливая, работала в зоомагазине. Однажды ее, на тот момент 36-летнюю, застали в кладовке с 13-летним Джо. Последовал скандал на всю страну и тюрьма для совратительницы. Выйдя на свободу, она воссоединилась с Джо и со временем вышла за него замуж. Прошло больше двадцати лет, теперь они благополучно живут вместе с Саванне, штат Джорджия, и готовятся к выпускному вечеру подросших детей-близнецов (старшая девочка уехала учиться в другой штат). Прошлое забыто. Или нет? 

Чтобы выяснить это, на пороге появляется Элизабет (Натали Портман), теле- и кинозвезда. Ей предстоит сняться в новой инди-драме, основанной на истории Грейси. Перед тем как сыграть ее, Элизабет — сейчас ей тоже 36, как и возмужавшему Джо, — решает всерьез подготовиться, выяснить подоплеку случившегося, познакомиться с прототипами поближе. В первой же сцене актриса заявляется по приглашению домой к супругам, в гости на барбекю, и моментально понимает, что идиллия иллюзорна. У входа в дом она подбирает и передает хозяевам коробку с подарком, в которой обнаруживаются экскременты. Грейси и Джо не удивлены: такие «дары» они получают регулярно. Впрочем, за внешним благополучием до сих пор влюбленной пары, очевидно, скрываются более серьезные трещины. 

ONE Media

Тодд Хейнс — признанная величина авторского кино США, начиная с триумфа дебютной картины «Яд» на фестивале «Сандэнс» в 1991-м. Его любимая тема — спрятанные травмы, фобии и фрустрации среднего американца; в этом Хейнс следует своему кумиру, классику изысканной мелодрамы Дугласу Сирку. Свои лучшие фильмы на эту тему Хейнс снимал с Джулианной Мур, даря ей самые смелые и пронзительные роли. В каком-то смысле «Май декабрь» можно считать третьей частью трилогии, начатой «Безопасностью» (1995) и продолженной «Вдали от рая» (2002). Вновь секреты и ложь, тайные слезы, непроизносимые страсти и неизлечимые раны за фасадами благополучной «одноэтажной» Америки. 


Мы продолжаем делать «Медузу», потому что любим вас

Путин — это не только война (как говорил Немцов). Путин — это ненависть. Мы не будем умножать ненависть. Они не смогут победить, потому что мы другие.

Я вас тоже люблю ❤️


Добавилась только кинематографическая рамка: драму Грейси и Джо мы видим глазами актрисы, чей интерес к истории имеет весьма простое прагматическое объяснение — какая же знаменитость не мечтает о подобной роли. На встрече с местными школьниками Элизабет отвечает на вопрос дочери Грейси и Джо, заданный явно не без умысла: «Зачем играть кого-то, если считаешь его нехорошим человеком?» «Вы что, шутите? Только подобные сложные персонажи и интересны по-настоящему!» — восклицает та в ответ. 

По идее, этот фильтр должен усложнять конструкцию и содержание картины. На деле же избавляет автора от лишней сложности. Обречены попытки Элизабет за неделю или около того по-настоящему проникнуть в чужую семью и жизнь — даже когда она зайдет слишком далеко, расспрашивая близких и добиваясь разговора с Джо наедине. Точно так же, будто говорит нам режиссер, бессмысленны попытки ответить на единственный по-настоящему будоражащий вопрос: действительно ли героев связала романтическая истинная любовь или речь идет исключительно о преступлении, совращении малолетнего, сломавшем судьбу сразу нескольким участникам драмы? 

Capital Pictures / Scanpix / LETA

От провокационной и сложной проблемы Хейнс изящно уходит, прибегая ко всем профессиональным уверткам, а иногда скатываясь в оскорбительную банальность. Сюжет переключается на расставание супругов с выросшими детьми, чье взросление не было всерьез омрачено никакими инцидентами, — и Джо, которого счастливых подростковых лет лишил роман с Грейси (он даже косяк ни разу не раскурил, с ходу войдя в роль отца семейства), печально выпускает на волю бабочку, кокон которой вызревал в его домашнем инсектарии. Образ слишком очевидный, чтобы растрогать даже самого сентиментального зрителя.

Главный недостаток «Мая декабря» — непростительная для такого материала аналитическая и расчетливая холодность. С ней отважно борется до последнего Джулианна Мур; ее персонаж при этом раскрыт слабее всех. Сдержанность, переходящая в анемичность, отличает картину от формально схожих с ней многослойных мелодрам Педро Альмодовара (тоже страстного поклонника Сирка) «Дурное воспитание» или «Разорванные объятия». 

Killer Films / Entertainment Pictures / ZUMAPRESS.com / Scanpix / LETA

Здесь же вместо фильма о любви перед нами лабораторное исследование возможностей искусства в постижении человека. Точнее, невозможностей. В каком-то смысле капитуляция, признанная авторами — Хейнсом и сценаристкой Сэми Берч, получившей номинацию на «Оскара», — и есть единственный возможный результат. Мы не узнаем, что на самом деле связывает Джо и Грейси, непобедимое чувство или болезненная взаимозависимость. Не поймем и того, получится ли у Элизабет и ее любовника-режиссера хороший фильм. Полностью делегируя интерпретацию публике, Хейнс скрывается от ответственности. 

Самым выразительным и неоднозначным художественным решением «Мая декабря» остается музыка. Первая мысль: сейчас такую не пишут. Вторая: где-то я это уже слышал. Так и есть. Хотя в титрах на правах автора оригинального саундтрека значится вполне посредственный композитор Марсело Зарвос, лейтмотив принадлежит великому французу Мишелю Леграну и позаимствован из «Посредника» Джозефа Лоузи, выдающейся драмы, удостоенной более полувека тому назад «Золотой пальмовой ветви». Вызывающе дисгармонируя со сценарием и актерской игрой, выдержанной на полутонах, душераздирающая мелодия будто требует от аудитории ответных чувств, взывая к утраченной чувственности старого кино. Но тем явственнее контраст между эпохами, которые не связать воедино даже самым искусным мастерам кино.  

Еще один фильм, на который стоит обратить внимание

Вим Вендерс снял идеальное кино для всех, кто устал от ужасов Герой «Идеальных дней» — простой добрый человек, который делает мир чище (он убирает токийские туалеты). Япония выдвинула это кино на «Оскар»

Еще один фильм, на который стоит обратить внимание

Вим Вендерс снял идеальное кино для всех, кто устал от ужасов Герой «Идеальных дней» — простой добрый человек, который делает мир чище (он убирает токийские туалеты). Япония выдвинула это кино на «Оскар»

Антон Долин