«Синяя папка». Братья Стругацкие — с цензурой и без цензуры Премьера фильма на «Медузе». Посмотрите его целиком прямо сейчас (или добавьте в закладки)
«Синяя папка» — пятый совместный документальный фильм берлинской студии Narra и кооператива независимых журналистов «Берег». Он посвящен братьям Стругацким — культовым советским писателям, которые по-прежнему невероятно популярны и актуальны в России. За книгами Стругацких в СССР выстраивались очереди, журналы с их повестями перепродавали на черном рынке. Братья не были диссидентами: свою писательскую карьеру они начинали убежденными коммунистами; мир будущего, описанный ими, — это мир коммунистической утопии. Тем удивительнее, что вся их творческая биография — это ожесточенная борьба с цензурой. Которую они проиграли.
С любезного разрешения кооператива «Берег» и студии Narra «Медуза» публикует фильм «Синяя папка» целиком. Посмотрите его сейчас — или сохраните в закладках, чтобы сделать это в ближайшие выходные (или на новогодних праздниках). Обязательно подпишитесь на ютьюб-канал канал «Медузы», чтобы не пропустить премьеры следующих фильмов.
Автор «Синей папки» — режиссер Роман Штыль-Битыньш. В создании фильма участвовали актеры Александр Филиппенко и Анатолий Белый, а также журналистка Лика Кремер.
Роман Штыль-Битыньш, автор фильма о братьях Стругацких
Аркадий и Борис Стругацкие — важнейшие советские писатели, которые помогли не одному поколению читателей бежать (пусть всего лишь мысленно) от унылого советского настоящего в удивительное будущее. Но главное, их книги не давали забыть о философских вопросах, встающих перед каждым из нас в реальной жизни, — и побуждали искать ответы на них. Стругацкие — уникальны. В СССР они были очень популярны — их книги невозможно было купить, их «доставали», перепечатывали на пишущих машинках; журналы, которые их публиковали, моментально исчезали из продажи. Сейчас ситуация обратная — в любом книжном лежат их сборники, и это, если честно, удивительно: писатели, востребованные полвека назад, в советские времена, нужны и сейчас, их читают, у них множество фанатов.
Но если вы захотите посмотреть кино о Стругацких, вы почти ничего не найдете — видеоматериалов о них очень мало. Между тем жизнь Стругацких будто дает ответ на вопрос о том, способен ли взрослый человек меняться, признавать ошибки и становиться лучше.
Сохранилось совсем немного видеоматериалов со Стругацкими: они почти не давали видеоинтервью. И хотя Аркадий иногда появлялся на телевидении, кадров с ним очень мало. Зато остались письма, которые братья писали друг другу на протяжении 40 с лишним лет. В этих письмах они говорят искренне и открыто — и они стали важным источником для нашего фильма.
Как известно, большую часть времени Стругацкие жили в разных городах (Аркадий — в Москве, Борис — в Ленинграде) и редко бывали вместе. При этом существует интересный феномен. Есть ряд свидетельств от разных людей, что братьев видели вместе в определенных местах в определенное время — но достоверно известно, что этого не могло быть. Эти флуктуации пространства и времени стали одним из множества мифов о Стругацких.
К сожалению, почти невозможно уместить их жизнь и книги в рамки часового фильма, неизбежны и упрощения, и сокращения. Поэтому эта картина — не байопик. Наше кино рассказывает лишь об одной из сторон жизни Стругацких. Она о борьбе писателей с советской цензурой за свои книги. Иногда эта борьба бывала успешной, иногда приходилось идти на компромиссы, порой они просто отказывались от схватки. Но спустя полвека мы по-прежнему читаем братьев — а значит, они все-таки победили. Победили цензоров. Победили время и пространство.