Перейти к материалам
истории

«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» — приквел фантастической саги В центре сюжета — будущий глава Капитолия (сюрприз: он не сразу стал тираном и садистом)

Источник: Meduza
Murray Close / Lionsgate

В мировой прокат вышел первый приквел «Голодных игр» — «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах». Его снял режиссер оригинальной серии фильмов Фрэнсис Лоуренс. Картина основана на одноименной книге Сьюзен Коллинз, ее события разворачиваются за 64 года до появления в истории Китнисс Эвердин. Главный герой картины — молодой Кориолан Сноу, который в будущем станет жестоким диктатором. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему этот фильм, который неотступно следует литературному первоисточнику, проигрывает в изобретательности предыдущим.

Пятый фильм из серии «Голодные игры» и четвертый в карьере Фрэнсиса Лоуренса (режиссер «Константина» и боевика «Я — легенда» взял франшизу в свои руки в 2013-м и с тех пор не выпускал) — самый необязательный. Это не столько рассказ о происхождении Панема, Дистриктов и садистических гладиаторских игр, названных в память о Гражданской войне «Голодными», сколько предыстория Кориолана Сноу — будущего диктатора, которого в основной серии играл великий Дональд Сазерленд. 

Несмотря на всю его харизму, персонаж был несложным: пожилой политик, начисто лишенный эмпатии и яростно держащийся за власть, но неспособный удержать от распада построенную на насилии империю. Таких поучительных судеб и в истории, и в литературе, и в кинематографе пруд пруди. Однако по каким-то причинам создательница серии книг «Голодные игры» Сьюзен Коллинз прикипела к нему особенно и посвятила ему «Балладу о змеях и певчих птицах». А Голливуду пришлось покориться ее замыслу и взяться за экранизацию — точную и местами избыточно подробную. 

Итак, опять Голодные игры, всего-то десятые по счету — действие разворачивается за 64 года до выхода Китнисс Эвердин на арену. Рейтинг шоу стремительно падает, государство даже подумывает о его отмене. Но возникает оригинальная идея: добавить зрелищности и интриги, дав каждому бойцу-трибуту ровесника-наставника из числа студентов Академии Капитолия. Так и происходит судьбоносная встреча Корио Сноу, замкнутого подростка-сироты, с вольной жительницей 12-го Дистрикта — Люси Берд, обладающей завораживающим голосом и способностью зачаровывать змей. Корио не сразу отдает себе отчет в том, что влюбляется без памяти. Окружающие, да и он сам, принимают боевой пыл обычно сдержанного юноши за обычный игровой азарт, желание победить. Сражаясь за первое место (а значит, право выжить) для Люси, он поставит на кон все свои привилегии. 

Lionsgate
Murray Close / Lionsgate
Murray Close / Lionsgate

«Баллада о змеях и певчих птицах» слишком долго — две трети внушительного трехчасового хронометража — идет по накатанной колее, пусть и показанной с неожиданной стороны, глазами жителей привилегированного Капитолия. Объяснение условий соревнования, жеребьевка, расстановка сил, прибытие трибутов в столицу, формирование симпатий и антипатий, а потом — серия жестоких боев на арене, по ходу которых выбывают не столько слабейшие, сколько второстепенные по сюжету. Лоуренс избегает ошибки многих приквелов и не делает сами игры более изощренными и навороченными (такими они станут в будущем). Напротив, перед нами довольно тривиальная бойня, что помогает соблюсти историческую логику, но лишает фильм должного саспенса. В этих обстоятельствах остается концентрироваться на героях и психологии. 

Персонажи второго плана, а их немало, написаны одной краской. На этом фоне выгодно выделяются звезды — но даже Виола Дэвис в роли демонической доктора Волумнии Галл предстает довольно опереточной злодейкой. Лишь за сумрачными повадками декана Хайботтома, одного из изобретателей Голодных игр, отчетливо видится какое-то двойное дно (возможно, потому что со времен «Игры престолов» мы привыкли видеть его в персонажах Питера Динклэйджа). Сыгравшая Люси восходящая звезда Рейчел Зеглер на экране индивидуальнее и свободнее, чем ее партнер, — к тому же ей опять, как в «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга, дали вволю попеть. А вот Том Блайт, назначенный на главную роль, — темная лошадка. Его Корио — спиритуальный близнец Драко Малфоя, избалованный и привыкший к привилегиям, но несущий в себе тщательно скрытый внутренний разлад. 

«Баллада» устроена по принципу трилогии приквелов «Звездных войн»: после рассказа в предыдущих сериях о предсказуемой победе свободы и демократии над тиранией нас ожидает мрачнейшее повествование об эволюции главного злодея — от лелеющего иллюзии и полного надежд мальчика до порочного и циничного мужа. Последняя треть фильма получилась самой неуравновешенной драматургически, но и самой интересной с точки зрения проблематики. После игр Кориолана ссылают в 12-й Дистрикт простым миротворцем (то есть солдатом внутренних войск), где он вновь — уже на свободе — встречает Люси. И оказывается перед выбором: играть по принятым правилам и в будущем вернуться к прежней жизни — или порвать с прошлым и рискнуть всем. 

Lionsgate Movies

Неприятная для зрителя ловушка в том, что результат ему заранее ясен, даже если он не читал книгу Коллинз. Для столь ожидаемого блокбастера «Баллада» содержит уж слишком мало сюрпризов. Радует другое: «Голодные игры» продолжают оставаться чем-то большим, чем дежурная развлекательно-поучительная антиутопия для молодежи, и тревожным образом резонируют с современностью. Лоуренс мастерски выводит из линейной интриги проблему личной и коллективной ответственности, демонстрируя, как рождается самое бессовестное зло: в его основании всегда знакомые формулы «от меня ничего не зависит» и «а что я мог сделать». В конечном счете судьба вселенной всегда зависит от персонального выбора каждого, и далеко не только в голливудском кино. 

Чем занята в это время Дженнифер Лоуренс

«Без обид» — редкая для 2023 года комедия о сексе в духе «Американского пирога». В главной роли Дженнифер Лоуренс И да, получилось смешно и возмутительно

Чем занята в это время Дженнифер Лоуренс

«Без обид» — редкая для 2023 года комедия о сексе в духе «Американского пирога». В главной роли Дженнифер Лоуренс И да, получилось смешно и возмутительно

Антон Долин