Перейти к материалам
истории

Петь, чтобы сохранить рассудок и личность Шинейд ОʼКоннор превращала шутки в трагические баллады и никогда не молчала перед лицом жестокости. Рассказываем о ее музыке и жизни

Источник: Meduza
Paul Bergen / Redferns / Getty Images

Шинейд ОʼКоннор — одна из самых талантливых певиц своего поколения — умерла 26 июля в возрасте 56 лет. Она стала известна не только благодаря своему удивительному голосу, но и из-за прямолинейности, с которой выступала против всего, что считала неправильным, — насилия, сексуализации музыкантов (не просто так она всегда выходила на сцену с бритой головой и в растянутых майках) и мужского шовинизма в музыкальной индустрии, которая одновременно восхищалась ее творчеством, но сторонилась ее как личности. По просьбе «Медузы» музыкальный журналист Денис Бояринов рассказывает о главных достижениях и тяжелых утратах в жизни ирландской певицы.

«Всякий раз, когда я открывала рот не для того, чтобы спеть, на меня сыпались беды», — писала Шинейд ОʼКоннор в своих мемуарах «Rememberings». В истории поп-музыки не так просто найти артиста, который настолько смело и самоотверженно нарушал бы правила шоу-бизнеса; чьи высказывания и поступки так сильно возмущали и провоцировали бы самые разные общественные группы. Маленькая, субтильная, с глазами в пол-лица ирландка из многодетной католической семьи превзошла в скандальной славе и своего героя Джона Леннона, и другого известного ирландца, вокалиста Sex Pistols Джонни Лайдона, и идеологическую оппонентку Мадонну.

Она божественно пела — мятежная, неистовая Шинейд Мари Бернадетт ОʼКоннор, которая, перейдя в 2018 году в ислам, взяла себе имя Шухада Садакат. Однако, прощаясь с ней, чуть ли не в первую очередь будут вспоминать то, как она воевала — с католической церковью, патриархальным обществом или рекорд-индустрией; с британскими роялистами и американскими патриотами, с интернет-троллями и исламофобами.

Певица из Дублина не хотела держать при себе неудобное мнение и тем самым изрядно испортила себе карьеру — у ОʼКоннор могло быть значительно больше музыкальных премий, проданных дисков, аншлаговых концертов и хвалебных рецензий. Впрочем, для нее популярность, слава и гонорары, видимо, не были целью — гораздо важнее было петь, чтобы сохранять себя, свой рассудок и личность.

«Артист не должен стыдиться и смущаться, — говорила она. — Его работа — быть честным в эмоциях». На сцене и за ее пределами Шинейд ОʼКоннор была предельно честна с собой и окружающими — это принесло ей немало печали, но в то же время помогало от нее избавиться.

Шинейд ОʼКоннор на концерте в Чикаго. 19 мая 1990 года
Paul Natkin / Getty Images
Шинейд ОʼКоннор на концерте в честь 20-й годовщины марша на британское посольство в Дублине. 19 августа 1989 года
Independent News and Media / Getty Images

Печаль, а еще ярость — эмоции, которые лучше всего передавал ее полыхающий холодным огнем голос. В трагической балладе «Nothing Compares 2 U», прославившей ее в 1990-м, эти чувства находятся в предельной концентрации. Оригинальная версия песни вовсе не предполагала такой интенсивности и глубины: американский хитмейкер Принс сочинил ее по случаю долгого отъезда своей личной ассистентки и домоправительницы, с которой у него даже не было романтических отношений.

То была сомнительная шутка — и сам автор сперва не придал ей особого значения, записал под вывеской сайд-проекта и не исполнял на концертах (это потом она стала его неизменным краудплизером). Шинейд ОʼКоннор отредактировала текст песни в нескольких местах и превратила бытовую комедию в шекспировскую драму, вложив в нее спектр чувств чудовищной мощи и сложности, пережитых после гибели ее матери в автокатастрофе в 1985 году.

За пять с небольшим минут голос ОʼКоннор проносится от одного полюса до другого — от обожания до ненависти и обратно. Мать певицы была склонна к насилию — ОʼКоннор жила с ней в состоянии войны, а в 13 лет ушла в семью своего отца.

«Когда я узнала о ее смерти, то была зла на Бога, что он убил ее. Потому что хотела убить ее сама», — с типичной самоуничтожающей честностью говорила она об этом. Одинокая капля, которая катится по фарфоровому лицу Шинейд в знаменитом клипе «Nothing Compares 2 U», — это настоящая и самая горькая слеза.

Sinéad OʼConnor — Nothing Compares 2 U (Official Music Video) [HD]
SineadOConnorVEVO

Разрушенные отношения с матерью — один из главных сюжетов жизни ОʼКоннор, рефрен ее песен и единственный мотив поступков, которые на первый взгляд казались эпатажными и экстравагантными. Певица выросла в Ирландии 1970-х — стране, раздираемой религиозными и политическими распрями; она была воспитана в суровой среде, пропитанной консервативной набожностью, жестокой и репрессивной по отношению к женщинам. С детства Шинейд пропустила через себя много насилия, и потому ее ответные реакции были болезненны и остры. «Когда я чувствую, что меня обижают, я превращаюсь в самого лютого обидчика», — говорила она в одном интервью.

Получив мировое признание, певица в непримиримой манере стала защищать не только себя, но и других: она превратилась в рьяного борца с абьюзом еще в начале 1990-х, когда это слово не было у всех на слуху. ОʼКоннор порвала фотографию папы Иоанна Павла II в прямом эфире Saturday Night Live, чтобы привлечь внимание к сексуализированному насилию над детьми в католической среде, а в ответ мир повел себя как жестокая мать (которая бьет тем крепче, чем больше встречает сопротивления): спустя две недели после скандального телеэфира публика освистала ОʼКоннор на концерте в честь Боба Дилана в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден. Она не стала исполнять запланированный номер, прокричала толпе протестную песню Боба Марли «War» и гордо ушла со сцены, чтобы за кулисами расплакаться.

Шинейд ОʼКоннор рвет фотографию папы римского Иоанна Павла II в эфире Saturday Night Live
Wikimedia Commons
Концерт в честь Боба Дилана в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден, на котором публика освистала ОʼКоннор после ее попытки привлечь внимание к сексуализированному насилию над детьми
mediascala

Противостояние мужскому шовинизму в звукозаписывающей индустрии и эксплуатации женского тела в поп-культуре — еще одна невыполнимая миссия, которую возложила на себя Шинейд ОʼКоннор. В этом крестовом походе она находилась с 1987 года: перед выпуском ее дебютного альбома «The Lion & The Cobra» директор лейбла Ensign Records предложил 21-летней певице отрастить волосы подлиннее, надеть короткую юбку и встать на шпильки, а в ответ она вышла из индийского ресторана, где проходила их встреча, и направилась в парикмахерскую через дорогу, чтобы побриться наголо.

Другую, не менее показательную историю на эту тему ОʼКоннор рассказала в книге «Rememberings». Во время записи «The Lion & The Cobra» Шинейд была беременна своим первенцем. Доктор, нанятый лейблом, пытался отговорить ее рожать, мотивируя это тем, что она не сможет ездить на гастроли с младенцем. Певица проигнорировала «добрый» совет и родила сына Джейка. 

В эпитафиях, которые наводнили в эти дни мировую прессу, ОʼКоннор справедливо представляют иконой феминизма — в 2023-м такая позиция звезды кажется едва ли не общим местом, но мало кто из артистов последовал ее радикальному примеру в 1990-х и 2000-х: ОʼКоннор скорее сторонились, считая сумасбродкой.

В 2012-м ирландская певица пыталась предостеречь тин-поп-звезд Джастина Бибера и Майли Сайрус от манипуляций со стороны шоу-индустрии и чрезмерной сексуализации их образов — Сайрус отмахнулась от открытых писем Шинейд ОʼКоннор, Бибер никак не отреагировал. Судя по всему, и сама ОʼКоннор считала свою миссию по исправлению мира проваленной: поп-вундеркинды не прислушались к ней, шоу-индустрия не изменилась, дети и подростки продолжили потреблять поп-культуру, в которой активно продаются насилие и секс.

В песне «8 Good Reasons», вышедшей на альбоме «Iʼm Not Bossy, Iʼm the Boss» в 2014 году, ОʼКоннор печально признает поражение: «Я люблю делать музыку, но бизнес расколол мне голову». На обложке этой пластинки певица, которая демонстративно выходила на сцену в растянутых майках и затрапезных спортивных штанах, впервые появляется в кокетливом парике и обтягивающем платье. Этот альбом стал последним студийным релизом в дискографии ОʼКоннор. Ее финальный тур состоялся зимой 2020 года — она проехалась по небольшим залам в США и после пандемии на сцену уже не вернулась.

Шинейд ОʼКоннор на концерте в Лос-Анджелесе. 9 февраля 2020 года
Lindsey Best / The Washington Post / Getty Images
Шинейд ОʼКоннор с собакой в своем доме в графстве Уиклоу в Ирландии. 3 февраля 2012 года
David Corio / Redferns / Getty Images

Биография Шинейд ОʼКоннор читается как история христианской мученицы: щедро наделенная всеми талантами и возможностями, она отказалась от профессиональных достижений ради того, во что верила. Да и в семейной жизни ОʼКоннор трудно назвать счастливой — несмотря на то что она четыре раза была замужем и стала матерью четырех детей. Виной ли тому семья, в которой она выросла, или ментальные проблемы артистки (у нее диагностировали КПТСР и пограничное расстройство личности), но периоды семейной гармонии длились недолго, иногда умещаясь в считаные месяцы и даже недели.

Из-за суицидальных наклонностей певицу лишили права опеки над дочерью Ройшн и сыном Шейном. В 2022 году в возрасте 17 лет Шейн покончил с собой. От этой трагедии певица уже не смогла оправиться. В своем последнем твите, на который обратили внимание уже после ее смерти, она описала тоску по ушедшему Шейну — и она звучит как продолжение «Nothing Compares 2 U»: «Все это время я живу как ночная нежить. Он был любовью моей жизни, светильником моей души. Мы были двумя половинами одной души. Только он любил меня безусловно. Теперь я навсегда в бардо».

Кажется, в жизни Шинейд ОʼКоннор была одна любовь, которая ее не покинула, — бог. Для связи с ним у нее была собственная линия — ее песни; игнорируя любой регламент, она называла его то Христом, то Вишну, то Аллахом. Бог открылся ОʼКоннор через музыку — в стенах дублинского приюта Магдалины, куда она попала неблагополучным подростком с клептоманией, унаследованной от матери. Одна из монахинь дала ей гитару и тетрадь с текстами Боба Дилана — возможно, он оставался с ней до последних минут.

Ее лучшие поздние сочинения написаны с богом и о боге. Неслучайно песней, которая завершает выдающуюся дискографию ОʼКоннор, стал духовный гимн о встрече с ним: ее личная интерпретация госпела «Trouble of the World», выпущенная синглом в 2020-м. Когда-то его пела великая Махалия Джексон, и полет ее небесного контральто позволял уверовать в неизбежное избавление от мирских страданий. Шинейд ОʼКоннор справляется не хуже. «Я хочу увидеть маму», — поет она в самой проникновенной части этой песни с интонациями, напоминающими о «Nothing Compares 2 U». В ее удивительном голосе все так же звенит печаль, но нет уже ни капли ярости.

Послушайте лучшие песни Шинейд ОʼКоннор

«Спасибо, что ты меня слушаешь. Спасибо, что любишь» Памяти Шинейд ОʼКоннор. Ее главные песни

Послушайте лучшие песни Шинейд ОʼКоннор

«Спасибо, что ты меня слушаешь. Спасибо, что любишь» Памяти Шинейд ОʼКоннор. Ее главные песни

Денис Бояринов