«Форсаж-10». В новом боевике Джейсон Момоа мстит за сейф, украденный в пятой части. А Вин Дизель кидает бомбу в реку с помощью машины и строительного крана Ну то есть все как обычно
В мировой прокат вышла десятая часть «Форсажа» (в серии запланировано еще два фильма). На этот раз команда наемников противостоит злодею в исполнении Джейсона Момоа — и вновь игнорирует все законы физики. «Медуза» рассказывает о том, чем хорош новый «Форсаж» — и к чему пришли его герои в конце десятой части.
Сейчас, когда критики все чаще говорят о снижении интереса к супергеройскому кино, особенно любопытно следить за франшизами о людях без сверхспособностей. Людях при этом далеко не простых: и Джон Уик, и Итан Хант из «Миссия невыполнима», и Индиана Джонс постоянно делают что-то невероятное. Убивают киллеров карандашом, забираются на небоскреб при помощи одной только веревки, укрываются в холодильнике от ядерного взрыва. Герои «Форсажа», которые тоже постоянно нарушают законы физики, прекрасно вписываются в этот ряд.
При этом по меркам вселенной Marvel история Доминика Торетто (Вин Дизель) и его команды довольно скромна: всего одиннадцать фильмов и один мультсериал за 22 года. Прелесть вселенной «Форсажа» как раз в том, что это во многом кино без неожиданностей: покупая билет на очередной фильм, мы точно знаем, что увидим невероятные трюки и услышим рассуждения о важности братства, в котором состоят герои и называемого семьей.
«Форсаж» очень комфортное кино — в нем практически никто не умирает, а если умирает, то оживает спустя пару серий. Злодеи здесь раскаиваются — и становятся частью братства. Большинство приключений заканчиваются обязательным совместным барбекю. Можно быть уверенным, к концу фильма почти все будут спасены.
В желании спасти каждого — главная проблема Доминика Торетто, бессменного главного героя франшизы. По крайней мере, так считает злодей из десятой части по имени Данте (Джейсон Момоа). Он мстит за убитого отца, мафиози из Рио-де-Жанейро, а еще — за украденный когда-то сейф, в котором находились все деньги отцовского криминального синдиката. Все эти события происходили 12 лет назад в пятом «Форсаже» (в десятом сцену из пятого показывают вновь — но уже с вклеенным в нее Джейсоном Момоа) — и после них Данте остался без денег и власти.
Для фанатов серии отсылка к пятому эпизоду — лишний повод вспомнить момент, когда франшиза перезапустилась и начала новую жизнь. До пятого фильма «Форсаж» был посвящен в основном гонкам и мелкому криминалу (в первой части герои вообще занимались кражей DVD-плееров). Все изменил тот самый пресловутый сейф, который использовали как таран на улицах Рио-де-Жанейро, привязав его к двум автомобилям. В новом фильме эту сцену показывают на бис во вступлении.
С тех пор герои «Форсажа» действовали с большим размахом: в седьмой части они перелетали на машине из небоскреба в небоскреб, в восьмой — вручную меняли направление летящей торпеды, в девятой вообще отправлялись в космос. К девятой части зрители стали уставать от бесконечных размашистых сцен — да и со сценарием были проблемы: не было даже понятно, почему антагонист, которого играл рестлер Джон Сина, ненавидит своего брата Джона Торетто и его команду (в финале он ожидаемо переходил на сторону добра).
На этот раз сценаристы обходятся без перевоспитания отрицательных персонажей. Данте прямо (но не без водевильного заигрывания) говорит Торетто, что не собирается быть членом семьи. Он — чистое зло. Кому-то из зрителей антигерой даже напомнит Джокера в исполнении Хита Леджера. Оба — садисты со своеобразным чувством юмора, выступающие против смертельно серьезных главных героев. Оба — гораздо ярче протагонистов; персонаж Момоа носит пеструю одежду, красит ногти и тем самым еще сильнее выделяется на фоне остальных представителей вселенной «Форсажа».
В одной из сцен Данте разговаривает со своими мертвыми помощниками. Их тела лежат в шезлонгах, пока герой Момоа делает трупам педикюр, — в этой части вообще непривычно много черного юмора.
Да и сама история становится печальнее: герои то и дело вспоминают былые заслуги и рассуждают о том, как передать свои знания поколению «новых лидеров». Дело близится к концу: десятый «Форсаж» — первая часть заключительного цикла из трех фильмов (так же несколькими фильмами заканчивались «Сумерки», «Гарри Поттер» и «Голодные игры»).
Но не обходится и без абсурдных трюков. Например, Торетто сбрасывает в реку огромную бомбу с помощью своего «доджа» и строительного крана: бомба летит по улицам Рима, Торетто направляет машину в кран, кран встает на пути у бомбы — и отбивает ее в воду. До этого бомба успевает загореться и остыть — в реальном мире бы уже давно взорвалась, но в «Форсаже» условность и зрелищность побеждают здравый смысл.
Кажется, что спасение Ватикана от катастрофы — очередной религиозный мотив, которых и в предыдущих частях было немало. Например, имя Торетто — Доминик — значит «принадлежащий богу»; этот герой всегда носит нательный крест. В десятой части этот крест показывают крупным планом все чаще, а к главной ценности героев «Форсажа» — семье — добавляется вера, о которой они то и дело говорят. В конце концов, здесь и злодея зовут Данте, как и автора «Божественной комедии».
Дьявольская ухмылка Момоа, который, кажется, один из немногих действительно получает удовольствие от своей роли в «Форсаже», — то, чего не хватало предыдущему фильму. Смещенный с должности главного злодея Джон Сина по-актерски раскрывается в новом фильме: его выступление в новой части — одно из самых ярких.
Заканчивается десятый «Форсаж» сразу несколькими клиффхэнгерами — еще одно подтверждение тому, что перед нами начало грандиозного финала. Возвращаются те, кого давно не было видно, уходят полюбившиеся персонажи.
В этой постоянной ротации героев картина вновь напоминает супергеройское кино. И этому фильму о простых людях удается вернуть зрительскую веру в силу блокбастера: разве зрители ходят в кинотеатры не ради того, чтобы увидеть автомобиль, сброшенный на автостраду с самолета?