Перейти к материалам
истории

Умер Рюити Сакамото — композитор, написавший саундтреки к «Выжившему» и фильмам Бертолуччи Лев Ганкин — о музыканте, который в поисках новых звуков играл на фортепиано, пережившем цунами

Источник: Meduza
David Coll / WireImage / Getty Images

Японский композитор Рюити Сакамото умер 28 марта в возрасте 71 года. Его карьера началась в 1978-м — со знакового для японской электронной музыки трио Yellow Magic Orchestra. В последующие десятилетия и почти до самой смерти Сакамото постоянно экспериментировал не только с мелодией, но и с ее базовой единицей, звуком. Результаты его «опытов» можно услышать не только в многочисленных альбомах, но и в фильмах Бернардо Бертолуччи и Брайана де Пальмы. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Лев Ганкин рассказывает о наследии, которое оставил после себя Рюити Сакамото.

«Время больше не линейно, оно не развивается в одном направлении, от начала к концу», — говорил Рюити Сакамото в 1984 году в посвященном ему документальном фильме «Токийская мелодия». Камера оператора скользила по его лицу, обильно умащенному косметикой: нанесенные карандашом стрелки продлевали линии бровей и норовили сойтись на переносице.

Музыкант выглядел как глэм-звезда — и, в сущности, являлся таковой: в начале 1980-х его трио Yellow Magic Orchestra прославилось на весь мир. В Японии фанатки атаковали участников группы с исступлением, напоминавшим о битломании, а Майкл Джексон записал кавер-версию сочиненной Сакамото композиции «Behind the Mask». Внутри же Yellow Magic Orchestra его называли Профессором — и неспроста: Сакамото получил классическое музыкальное образование.

ALFA MUSIC YouTube Channel

«Токийская мелодия» — не хроника купания в лучах славы или, наоборот, страданий от ее бремени. Герою фильма все это просто неинтересно — зато он совсем не прочь показать нам, как работают причудливые электронные инструменты тех лет, и пофилософствовать о нелинейном времени. 

Дискография Сакамото тоже категорически не линейна. Трудно однозначно сказать, кем он был — хитмейкером или лабораторным экспериментатором, академистом или поп-композитором, классиком или авангардистом. В нем как будто уживалось сразу несколько разных авторов.

Одна аудитория знает его как создателя футуристических техно-поп-записей Yellow Magic Orchestra. Другая — как гения саундтреков, причем тоже принципиально разных: от японского артхауса до эпических визуальных полотен Бернардо Бертолуччи, от экшен-триллеров Брайана де Пальмы, для которых Сакамото писал напряженную симфоническую музыку, до «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, где звучит разреженный природоведческий эмбиент.

Что мы писали, когда ушел Бернардо Бертолуччи

Красота ускользала. Но он успевал ее поймать Антон Долин — памяти Бернардо Бертолуччи, режиссера «Мечтателей» и «Последнего танго в Париже»

Что мы писали, когда ушел Бернардо Бертолуччи

Красота ускользала. Но он успевал ее поймать Антон Долин — памяти Бернардо Бертолуччи, режиссера «Мечтателей» и «Последнего танго в Париже»

Кому-то ценнее всего импрессионистские фортепианные работы Сакамото (его любимым композитором всегда был Клод Дебюсси), а кому-то — протяжные баллады, записанные с Дэвидом Сильвианом. Есть и те, кто предпочтет электроакустические эксперименты 2000-х в компании немецкого электронщика Альвы Ното. Всеядность Сакамото могут хорошо проиллюстрировать гест-листы его альбомов конца 1980-х: в них Игги Поп соседствует с Брайаном Уилсоном из The Beach Boys, сенегальский акын Йуссу НʼДур — с американским экспериментатором Арто Линдсеем, изобретатель стик-гитары Эмметт Чепмен — с фанк-басистом Бутси Коллинзом. 

Эти пластинки — прежде всего «Neo Geo» (1987) и «Beauty» (1989) — по ощущению, состарились хуже, чем некоторые другие работы Сакамото. Выполненные в характерном прямолинейном звуке 1980-х, сегодня они кажутся одними из памятников свойственного той эпохе утопического глобализма, воплощением которого стал формат world music и ассоциированный с ним стиль уорлдбит. Спустя время оказалось, что западная и восточная музыка в его контексте сводились воедино далеко не на равноправных основаниях — евроатлантический музыкальный мейнстрим использовал мелодии и ритмы Азии и Африки в качестве привлекательных ориенталистских красок, дешевого сырья для собственного обогащения (эстетического и финансового).

Впрочем, нет сомнений, что именно Сакамото играл в эти глобалистские игры от чистого сердца. Он действительно был космополитом и жил на два города (Токио и Нью-Йорк) с начала 1990-х. Он любил путешествовать: записывал босанову в Бразилии (альбом «Casa», 2001), а звуки волн Северного Ледовитого океана — в Гренландии (альбом «Out of Noise», 2009). Он считал, что любые границы — между государствами, стилями, культурами, форматами — существуют лишь для того, чтобы их нарушать. 

Eduardo Ulloa

Наведение музыкальных мостов между Западом и Востоком всегда оставалось одним из любимых занятий композитора. Яркий пример этого процесса — не только совместные записи с музыкантами из разных стран, но и то, например, как звенит перкуссия в саундтреке к фильму «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983), первом киноопыте Сакамото. Это одновременно и индонезийский гамелан, и рождественские колокола. Другой пример — то, как из африканских ритмических рисунков в композиции «Riot in Lagos» (1981) внезапно, с опережением на целое десятилетие, вырастает IDM — британская абстрактная электроника 1990-х. 

Другая творческая постоянная Сакамото — это интерес ко всему, что находится за пределами хрестоматийной триады «мелодия — гармония — ритм». Например, к звуку как таковому, к его акустическим характеристикам. В «Рюити Сакамото: Кода», более свежем документальном фильме о композиторе, мы встречаем его с ведром на голове — в этой странной позе музыкант вслушивается в звук дождевых капель.

Тремя десятилетиями ранее, во времена техно-оптимизма 1980-х, его больше интересовали другие звуки — те, которые становились возможны благодаря новейшим синтезаторам и драм-машинам (Yellow Magic Orchestra познакомили мир с драм-машиной Roland TR-808, которая впоследствии заложит фундамент техно и хауса, а также будет увековечена в названии альбома Канье Уэста «808s and Heartbreak»). Засовывая в компьютер гибкую дискету, Сакамото воодушевленно рассказывал авторам фильма «Токийская мелодия», что теперь может извлечь из своей клавиатуры до 600 разных тембров.

«Само существование звука уже, заведомо осмысленно, — говорил он позже, в 2017-м. — Мы, люди, обычно берем на себя смелость решить, какой звук приятен, а какой нет. Но я предлагаю прислушиваться к любому звуку — без предрассудков». 

К единичному звуку параметры мелодии и гармонии по понятным причинам неприменимы — зато применимы иные. У него есть высота — и эта высота вовсе не обязана согласовываться с ригидной сеткой равномерно темперированного строя. В «Мистере Лоуренсе» легкие звуковысотные несовпадения между гамелан-перкуссией и традиционным оркестровым аккомпанементом придавали музыке хрупкость и неустойчивость, как нельзя лучше соответствовавшие сложному психологическому конфликту, вокруг которого развивался сюжет фильма.

Decca Records

Не менее эмоционально выразительны оказались уже в 2000-е и совместные альбомы Сакамото с Альва Ното, полные микротональных интервалов и причудливых звуковых манипуляций. «Мне кажется, он не сможет найти ноту „до“ на фортепиано, — с восторгом говорил японский композитор о своем соавторе. — У него абсолютно другой тип музыкального мышления, и это меня восхищает».

Ното позволил Сакамото окончательно переступить еще один рубеж — тот, что отделяет мир детерминированных тонов (до, ре, ми и так далее) от мира, в котором существуют звуки любой высоты, в том числе и те, которые неспособен воспроизвести обыкновенным образом настроенный рояль. Впоследствии композитор и сам намеренно записывал музыку на расстроенных инструментах — в том числе на пианино, пережившем разрушительное цунами 2011 года

Кроме того, у любого звука есть длительность, а набор звуков неизбежно оказывается так или иначе организован во времени. Анализ того, как музыка работает с временем, — краеугольный камень композиторской мысли XX века. Эта тема занимала в том числе и повлиявших на Сакамото авторов — Джона Кейджа и Карлхайнца Штокхаузена. В 1980-е японский композитор рассуждал об этом, например, так:

Сегодня мы слышим музыку в магазинах, в кафе, в лифтах. Но в лифте люди не слушают музыку от начала до конца — они воспринимают лишь небольшой отрывок, после чего приезжают на нужный этаж и выходят из лифта. Это очень любопытно. Получается, что музыка, которую мы можем понять только спустя пять или десять минут, больше не подходит нашим жизням.

Вероятно, эти размышления побудили его работать в том числе в ультракоротких формах рекламных джинглов и заставок к играм. 

В 2017-м Сакамото выпустил свой opus magnum зрелого периода — альбом «async», посвященный феномену рассинхрона, несовпадению по темпоритму, которое мы буквально слышим во многих композициях с пластинки, — в том, как своей жизнью живут здесь различные инструментальные партии, непредсказуемо сходясь и расходясь друг с другом. Это — вновь комментарий на ту же тему, вновь захватывающая игра с растяжением и сжатием музыкального времени.

Milan Records USA

Но и не только она: звуковой рассинхрон композитор эффектно уподобляет рассинхрону человеческому — то есть нашей склонности замыкаться в себе, в комфортно расчищенном под себя уголке и не взаимодействовать с остальным миром, не слышать его голосов и не знать его мнений. Понятно, почему Сакамото не приветствует такое поведение: вся его творческая жизнь всегда подразумевала, наоборот, коммуникацию и обмен импульсами — с другими музыкантами, со слушателями, с природой. Музыка для него — не абсолютное искусство, не вещь в себе, а канал связи:

Это цепная реакция, одно тянет за собой другое. Идеи, образы, воспоминания. Память о матери, о ее запахе, картинка из теленовостей. Сама по себе фантазия, все эти мысленные путешествия — они заведомо очень музыкальны. Я надеюсь, что моя музыка рождает в голове каждого слушателя свою галерею образов. 

Последний альбом Рюити Сакамото — «12», изданный за два месяца до того, как его не стало. Это чистейший образец записи, провоцирующей слушательское воображение. Двенадцать размеренных инструментальных пьес для фортепиано и электроники на этот раз лишены даже программных подзаголовков: их числовые названия — не более чем даты, когда они были записаны.

Оказавшись на пороге смерти, переживая ее скорый приход, композитор не боялся рассуждать об этом словесно и музыкально. Он не прерывал коммуникацию, не переставал строить мосты, не прекращал искать новые звуки и организовывать их во времени, пристально и внимательно вслушивался в мир вокруг себя и призывал к этому нас. 

О еще одной важной фигуре мира музыки, которой не стало

Безупречно красивая музыка с непременным изъяном Умер Анджело Бадаламенти — композитор, написавший главные саундтреки к фильмам Дэвида Линча. Вот как он стал его другом и важнейшим соавтором

О еще одной важной фигуре мира музыки, которой не стало

Безупречно красивая музыка с непременным изъяном Умер Анджело Бадаламенти — композитор, написавший главные саундтреки к фильмам Дэвида Линча. Вот как он стал его другом и важнейшим соавтором

Лев Ганкин