Перейти к материалам
истории

«Корона». Пятый сезон Кризис британской монархии и кризис самого шоу, к сожалению, совпали. Эти серии вы уже могли видеть — в 1990-е в реальных новостях

Источник: Meduza
Keith Bernstein / Netflix

На Netflix вышел пятый сезон «Короны» — одного из самых дорогих телешоу в истории. В очередной части сменился актерский состав, королеву Великобритании Елизавету II играет Имелда Стонтон (широкая публика помнит ее по роли Долорес Амбридж в «Гарри Поттере»). Новый сезон посвящен 1990-м, в центре сюжета, ожидаемо, развод принцессы Дианы и принца Чарльза. Рассказываем, почему новая «Корона» вряд ли расскажет что-то новое зрителям, которые следили за событиями в жизни королевской семьи в новостях 30 лет назад.

На Netflix вышел пятый — и предпоследний — сезон сериала «Корона». Телевселенная Виндзоров обновилась в третий раз, зрителям вновь предстоит привыкнуть к новым актерам и тому, как в их исполнении выглядят члены королевской семьи. 

Герои нового сезона входят в эпоху потрясений для британской королевской семьи: 1990-е — время конфликтов и публичных ссор. Это обстоятельство не идет «Короне» на пользу. Описываемые сюжеты так или иначе известны всем, о разводе принцессы Дианы и принца Чарльза писали так много, что и без сериала сегодня детали той истории вспоминаются с легкостью. Первые четыре сезона «Короны» были гибридом мелодрамы и документальной хроники. Посмотрев их, даже безразличный к истории зритель запоминал, к примеру, как звали британских премьер-министров между Черчиллем и Тэтчер. Пятый сезон — гибрид напряженной мелодрамы и первых страниц таблоидов. Что же он даст зрителю теперь?

Начало сезона многообещающее: оно перекликается с открывающими сценами первой части, когда камера подходила к королевскому телу очень близко — и смотрела на него под неожиданным углом. «Корона» начиналась с белого фаянса раковины, над которой склонялся кашляющий кровью король Георг VI, отец будущей королевы Елизаветы. В пятом сезоне зрители наблюдают уже за медосмотром самой Елизаветы — ее небольшую сутулость, складки на шее, тело немолодой женщины. Королева встает на весы, врач говорит ей по поводу набранного веса. Это один из тех моментов, когда сериал будто готов приподняться над собой, чтобы заговорить о власти и контроле, о привилегиях королевской семьи, о столкновении парадигм старого и нового мира; но всякий раз автор сценария Питер Морган не решается пойти дальше — и остается в тесном пространстве мыльной оперы в дворцовых интерьерах. 

Предыдущие сезоны «Короны» ругали за самоповторы. Увы, в новом этот эффект усиливается многократно — в очередной раз королева запрещает кому-то жениться на любимом человеке, в очередной раз принцесса Маргарет упрекает сестру в том, что та разрушила ее жизнь, а вся королевская семья с замиранием сердца следит за ростом антимонархических настроений.      

Один из самых богатых людей Великобритании, Мохаммеда аль-Файед, здесь из беспардонного расиста, который увольняет темнокожего камердинера, вдруг превращается в добряка; принцесса Диана влюбляется в скромного и серьезного кардиолога, лишь однажды мельком его увидев; президент России Борис Ельцин во время визита в Лондон заявляет, что «в Петербурге даже сортиры больше» Букингемского дворца, а самой королеве надо быть аккуратнее с выражениями — Елизавета потребовала должного захоронения останков царской семьи, — а не то Россия всадит ей штык «в задницу». 

В пятом сезоне «Корона» смело вытягивает русскую карту — и она ярко-клюквенного цвета. По радио в машине принца Чарльза передают, что Украина хочет стать независимой европейской страной (время действия — 1991 год). Без конца пьющий Ельцин танцует на столе и, кажется, олицетворяет неуправляемую русскую агрессию. Играет первого президента России ветеран российского сериалопроизводства, белорусский актер Анатолий Котенев.

Есть здесь и еще одна «русская» линия — флешбэк переносит зрителей в Ипатьевский дом в Екатеринбурге, где в 1918 году в подвале большевики расстреливают и закалывают штыками царскую семью. Неожиданно увидеть в «Короне» такую жесткую в своей натуралистичности сцену, шокирующую не меньше, чем убийство семьи императора Николая II в «Цареубийце» Карена Шахназарова или в фильме «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова. С расстрелом царской семьи повисает вопрос о роли Георга V и его семьи в смерти Романовых: британские родственники отказались предоставить семье Николая II политическое убежище в Великобритании. Но, как и другие важные вопросы, этот растворяется в очередной квазилюбовной перипетии.         

Keith Bernstein / Netflix
Keith Bernstein / Netflix
Keith Bernstein / Netflix

«Корона» — это еще и ролевая игра, где лучшие британские (и не только) актеры примеряют на себя образы реальных членов британской королевской семьи. Непроницаемое лицо королевы Елизаветы со старой хроники в первом сезоне оживало благодаря безукоризненной игре Клэр Фой. Особым удовольствием было смотреть, как Оливия Колман с ее уникальным комедийным даром изображала во втором и третьем сезонах Елизавету II, а известная своей экстравагантностью Хелена Бонэм Катер — ее родную сестру, бунтарку принцессу Маргарет.

Но именно этого волшебства, идеального совпадения актера и персонажа в пятом сезоне почти нет. Да, австралийка Элизабет Дебики копирует жесты и манеры Дианы Спенсер, принцессы Уэльской, добиваясь невероятного сходства, но не скатываясь в карикатурность. Лесли Мэнвилл убедительна в роли колючей саркастичной Маргарет — и ей достался главный панчлайн сезона (но обойдемся без спойлеров).

Но ни Доминик Уэст в роли принца Чарльза, ни Джонатан Прайс, играющий принца Филиппа, не имеют никакого внешнего сходства со своими прототипами — и несмотря на все их усилия, зазор между ними и их ролями сохраняется. Королеву Елизавету в пятом сезоне играет Имелда Стонтон, актриса, которой уже давно не нужно ничего доказывать: в ее фильмографии множество канонических ролей — от злой директрисы Хогвартса Долорес Амбридж в «Гарри Поттере» до Веры Дрейк, помогавшей женщинам нелегально делать аборты в одноименном фильме Майка Ли. В некоторых сценах «Короны» фантомы этих ролей вновь проскальзывают на экране: в Елизавете проступают зловещая Амбридж или добросердечная уборщица Вера. Но зрителю приходится делать усилие, чтобы разглядеть здесь саму королеву.

Как и «Аббатство Даунтон» по сценарию Джулиана Феллоуза, сериал Питера Моргана воплощает миф о британском высшем классе — непредставимом без ритуалов, роскоши и безупречных манер. Что же остается от «Короны», когда этот флер рассеивается? Мы видим историю о женщине, которая требует от сыновей жениться только на равных, а от их жен — доказательств фертильности и готовности продолжить род, как будто перед нами только религиозная мать семейства и ничего больше.

Британский комик и телеведущий Джон Оливер, последовательно критикующий монархию, на днях вновь посвятил ей получасовой сюжет, сравнив монархию с неудаленным аппендиксом. Можно сравнить с ним и пятый сезон «Короны» — зачем зрителям шестой год подряд смотреть на торжество богатства и предрассудков в довольно сомнительной смеси из вымысла и фактов? 

Netflix

Сериал отвечает на этот вопрос, показывая вместе с разводом Дианы и Чарльза истории трех других — обычных — британских пар. Они рассказывают о причинах разрыва, и внезапно их истории оказываются более интересными и напряженными, чем хорошо известный многомиллионный развод членов королевской семьи. Чтобы заинтересовать зрителя в пятый раз, нужны яркие эмоции, герои «Короны» же словно застыли на холостом ходу, увязли в далеких от простых налогоплательщиков «королевских» проблемах. Возможно, все дело в том, что мы уже смотрели этот сериал — в 1990-е в прямом эфире. И ничего нового о тех событиях пятый сезон «Короны» нам, увы, не расскажет. 

История, которую для широкой публики открыл предыдущий сезон «Короны»

История про двоюродных сестер Елизаветы II из сериала «Корона» — почти правда. Но в жизни все было еще мрачнее

История, которую для широкой публики открыл предыдущий сезон «Короны»

История про двоюродных сестер Елизаветы II из сериала «Корона» — почти правда. Но в жизни все было еще мрачнее

Ирина Карпова