Перейти к материалам
истории

«Корсаж» — изобретательный фильм об императрице Австрии Лучшая женская роль в Каннах в исполнении звезды «Призрачной нити» Вики Крипс

Источник: Meduza
Film AG Produktions GmbH

В российский прокат выходит «Корсаж» — костюмированная историческая драма Мари Кройцер об императрице Австрии Елизавете Баварской. На Каннском кинофестивале исполнительница главной роли Вики Крипс («Призрачная нить») получила за эту работу приз за лучшую женскую роль. Кинокритик Антон Долин рассказывает о том, чем этот фильм отличается от других королевских байопиков.

Исторический, костюмный, биографический фильм: «Корсаж» — все вместе сразу и в то же время нечто совершенно иное. Отступающее от канона, но так деликатно и незаметно, что мягкий троллинг постановщицы Мари Кройцер не будет заметен невнимательному взгляду. Это тонкая работа.

Неудивительно, что этот вроде бы благочинный и неторопливый байопик вошел в число самых обсуждаемых фильмов года — с участием и актерским призом для Вики Крипс в Каннах, победой на фестивале в Лондоне (где же еще, ведь это ответ то ли «Короне», то ли «Фаворитке»), отправкой от Австрии на соискание «Оскара». 

Форма здесь гармонично совпадает с содержанием. Ведь героиня «Корсажа» Елизавета Баварская, она же императрица Сисси — народная любимица, одна из самых привлекательных и неординарных персон XIX века, — тоже подчинялась внешним приличиям, но на самом-то деле всегда совершала неортодоксальный выбор, во многом опережая свою эпоху.

Кинематограф тоже любит Сисси: о ней снята пара десятков фильмов, в четырех из них ее играла неповторимая Роми Шнайдер (лучший — четвертый и последний, «Людвиг» Лукино Висконти), да и другие культовые красавицы, от Авы Гарднер до Кары Делевинь. Ее образ также увековечен в театральных постановках и анимации. Только в нынешнем, 2022 году кроме «Корсажа» о ней рассказывает мини-сериал Netflix «Императрица», весной 2023-го выйдет новый немецкий фильм «Сисси и я». 

В чем конкурентное преимущество «Корсажа»? Прежде всего, в сногсшибательной и при этом сдержанной, полной внутреннего достоинства, актерской работе замечательной люксембурженки Вики Крипс («Призрачная нить»). Именно ей удается создать и поддерживать до финальных титров, на которых она танцует странный танец, идеальный баланс чувственности и самоконтроля, непосредственности и скрытности, великодушия и эгоизма. В общем, перед нами портрет сложной натуры, на долю которой выпало немало испытаний — пусть подданным и казалось, что жизнь Сисси похожа на торт «Захер». Сама Елизавета сладкого не ела, держалась строгой диеты и регулярно взвешивалась. Отсюда и центральный образ фильма, давший ему название, — пресловутый корсаж, туго затянутый на узкой талии. 

Film AG Produktions GmbH
Film AG Produktions GmbH
Film AG Produktions GmbH

Мы встречаем Сисси в канун Рождества 1877 года — он же канун ее 40-летия. Именинный пирог со свечками явно тяготит императрицу, как и напыщенные поздравления придворных. Ее можно понять. Немолодой врач откровенно сообщает царственной пациентке: женщины, живущие в управляемой ею империи, в среднем доживают именно до этого возраста. Так что же ждет Сисси — своего рода жизнь после смерти? 

«Корсаж» охватывает год из жизни императрицы. Но это не последовательный рассказ о неких ключевых событиях за отчетный период, хотя их хронология скрупулезно соблюдена, а почти бессодержательный и бессюжетный набор сцен из жизни. В основном обязательства, изредка — грешноватые отступления от них, за каждое из которых приходится расплачиваться. Исполнение тягостного супружеского долга, тоскливое позирование на протокольных мероприятиях, унизительные попытки отстоять право на выбор одежды, круга общения, расписания, модели поведения.

Проблески счастья: конный спорт, фехтование, настоятельно не рекомендованное в то время женщинам и особенно царственным особам курение. И возвращение в замкнутый круг, единственный выход из которого — смерть. Как известно, Сисси была убита итальянским анархистом в Женеве в 1898-м, но Мари Кройцер придумала для нее другой финал. 

Зачем же еще нужно кино, как не для отступления от правил? Недаром бунтующая героиня «Корсажа» отказывается от унылого позирования придворному живописцу («Срисуйте меня с одного из портретов, их в этом дворце достаточно»), осуждает фотографию с ее претензиями на объективность, но поддается соблазну быть запечатленной на кинопленке — тем более что немое кино позволяет как угодно хулиганить и ругаться, все равно голос записан не будет. Стоп, разве существуют съемки императрицы Сисси, да еще и образца 1878 года? Ведь тогда Эдвард Мейбридж только проводил первые опыты со своей хронофотографией. 

Такого рода отступлений от канона и мелких хулиганских анахронизмов в фильме предостаточно, но ни одно не акцентировано, так что смотреть надо внимательно. То заметишь серьгу в ухе героя (так носили?), то уютный свитер с горлом у императора Австрии (кто ее знает, моду позапрошлого века), то телефон на стене (Александр Белл только-только получил первый патент), то электрический светильник или вообще современное мусорное ведро, невзначай брошенное у стены. Современная музыка дисгармонирует с изображением, имитирующим старые пейзажи и салонную парадную живопись. Саундтрек создан французской певицей и актрисой Камий; в кадре же даже поют, если прислушаться, «As Tears Go By» The Rolling Stones, меланхолический текст которой идеально подходит духу фильма.  

IFC Films

Фильм-побратим (скорее даже фильм-сестра) «Корсажа» тоже снят режиссером-женщиной о правительнице, страдающей от груза короны: это «Мария Антуанетта» Софии Копполы. Только в той комедии представал портрет вечной модницы, питающейся пирожными, пока народу не хватает хлеба, а в этой скрупулезно живописной драме описан кризис среднего возраста, лишь отягощенный всеобщим преклонением. Судьбы обеих королев были трагическими, но оба фильма позволяют себе завершиться на несерьезной ноте, чтобы позволить их правлению длиться вечно — по меньшей мере, пока не закончится кино. И, как в старой рок-балладе, «пока не высохнут слезы». 

И еще об одной королеве

Четвертый сезон «Короны» — лучший из всех, что мы видели. В нем играют сразу пять экстраординарных актрис, а линия принцессы Дианы показана неожиданно спорно

И еще об одной королеве

Четвертый сезон «Короны» — лучший из всех, что мы видели. В нем играют сразу пять экстраординарных актрис, а линия принцессы Дианы показана неожиданно спорно

Антон Долин