«Дом Дракона». Первая половина сезона закончилась — подводим промежуточные итоги Это полное повторение «Игры престолов»? И зачем в шестой серии сменят актерский состав?
На американском HBO и в российской «Амедиатеке» продолжает идти «Дом Дракона» — приквел «Игры престолов», события которого разворачиваются за 172 года до Дейенерис Таргариен. Из 10 заявленных эпизодов уже вышло пять — и настало время подвести промежуточный итог. Есть ли в этом шоу хоть что-то новое? Почему начало было таким медленным? И зачем в шестой серии значительно изменили актерский состав?
Примечание. В этом тексте нет серьезных спойлеров, которые раскрывают важные сюжетные повороты. Но есть описания нескольких сцен из вышедших эпизодов сериала. Если для вас это неприемлемо, прочитайте текст после просмотра.
Несколько лет назад «Игра престолов» на сто процентов оправдала выражение «чем больше шкаф, тем громче падает». Масштаб обожания экранизации фэнтези-саги Джорджа Мартина был сопоставим разве что с потоками ненависти в адрес ее финального сезона. Большинство фанатов осталось в ярости.
Делать новую главу всемирно популярного проекта — уже само по себе проклятое, неблагодарное занятие. А уж в случае с «Игрой престолов» задача была еще труднее: авторам «Дома Дракона», сериала-приквела о семействе Таргариенов, нужно было не просто не распугать оставшихся фанатов вселенной Мартина, но и сделать так, чтобы они позабыли о своем разочаровании от оригинального шоу. А еще доказать, что мир «Песни льда и пламени» интересен зрителям и без Джона Сноу, Дейенерис Таргариен и Белых ходоков. Получилось ли?
О чем сериал
«Дом Дракона» не первая попытка HBO сделать приквел к «Игре престолов». Канал уже успел потратить 30 миллионов долларов на пилот другого шоу — под руководством сценаристки Джейн Голдман, — где действие должно было развернуться в далеком прошлом Вестероса. Однако итоговый результат не устроил руководство канала, и проект закрыли. Это многое говорит об отношении HBO к франшизе: ее престиж точно важнее потраченных на производство денег.
«Дом Дракона» по всем формальным признакам — ставка на самый беспроигрышный вариант. На месте шоураннеров — ветеран франшизы Мигель Сапочник и сценарист Райан Кондал («Рэмпейдж», «Колония»). Режиссер легендарного эпизода о Битве бастардов, Сапочник, явно отвечает за преемственность сериалов; Кондал оказался в «Доме Дракона» после личной рекомендации Мартина, как горячий поклонник его вселенной. Кажется, именно он отвечает за верность книжному духу.
В основе сюжета — литературный первоисточник самого Мартина. «Дом Дракона» отталкивается от стилизованной под летопись повести под названием «Принцесса и королева, или Черные и Зеленые» — истории о гражданской войне, развязанной представителями королевского рода Таргариенов. Эта — одна из лучших — работа писателя и стала надежным сюжетным хребтом сериала.
Впрочем, поначалу зрителю трудно вникнуть в адаптированную к экрану псевдоисторическую хронику Мартина. Писатель придумал множество героев, которых обрисовывал в своей повести самыми общими мазками. Из-за необходимости использовать всех этих незнакомых зрителю персонажей первые эпизоды «Дома Дракона» скорее напоминают урок истории, чем динамичное шоу.
Сапочник и Кондал частично решают эту проблему, фокусируясь только на четырех героях. Король Визерис Таргариен (отличная роль Пэдди Консидайна) пытается сохранить могущество своего дома. Его дочь Рейнира (актерское открытие сезона — Милли Олкок) вопреки царящему патриархату становится наследницей престола. Ее безбашенный дядя Деймон (харизматичный Мэтт Смит из «Короны» и «Доктора Кто»), скажем деликатно, никак не может найти себе место при дворе и создает одни проблемы. Лучшая подруга Рейниры Алисента (Эмили Кэри) сначала становится женой Визериса, а затем — соперницей принцессы в борьбе за власть.
Да, это все та же «Игра престолов». Но с нюансами
«Дом Дракона» с первого эпизода дает понять: зрителям не о чем беспокоиться, перед нами старая добрая «Игра престолов». Все на месте: Сапочник в режиссерском кресле, откровенные сцены есть, драконы появляются в самом начале. Кровища — еще какая, от трагической сцены родов в первой серии не поморщится только мертвый. Не слишком удачные блондинистые парики главных героев — ну, посчитаем, что это традиция. Дворцовые интриги — в изобилии.
Безусловно, это плюс для соскучившихся поклонников сериала. Огромные рейтинги шоу и восторженная зрительская реакция говорят, что HBO все делает правильно. Но пока что стать самостоятельным феноменом «Дому Дракона» не грозит: сериал совсем не переизобретает колесо (и не ломает его, как завещала Дейенерис).
Но одно принципиальное отличие от «Игры престолов» все-таки есть. Больше десяти лет назад сериал по саге Мартина начинался со сцены, посвященной страшной сверхъестественной угрозе — Белым ходокам. Теперь же фэнтези-тропы почти полностью вытеснили дворцовые интриги.
Знатоков книжного творчества Мартина это не удивит. Его все еще не оконченная «Песнь льда и пламени» изначально задумывалась фэнтези-трилогией со стандартным для жанра сюжетом — о борьбе добра со злом. Однако со временем превратилась в альтернативный исторический роман на семь увесистых томов. Этот жанровый конфликт — как свести истории про ходоков с политическими конфликтами Вестероса, — вероятно, и мешает Мартину закончить свою сагу.
Смена акцента в «Доме Дракона» — одновременно и баг, и фича: кому-то сериал покажется урезанной версией «Престолов» с бесконечной говорильней вместо приключений, кому-то — идеальным продолжением, откуда убрали все лишнее. Проще говоря, если вы любите «Игру престолов» и не имеете ничего против сюжетных повторений, то проект Сапочника и Кондал вас вряд ли разочарует.
Что внутри
Как и у предшественника, в этом шоу превосходный кастинг — за половину сезона мы не увидели ни одной слабой актерской работы. Сценарий сериала пусть иногда и буксует, но все же работает. HBO потратил немалые деньги — до 20 миллионов долларов за серию — на возвращение во вселенную «Песни льда и пламени». Да, «Дому Дракона» далеко до пышной картинки другого недавнего дорогого фэнтези-сериала «Властелин колец: Кольца власти». Но все же мир политической элиты Вестероса — за счет нескольких декораций и компьютерной графики — выглядит убедительно.
Да и вообще «война» двух этих сериалов выглядит надуманной. Как заметил телевизионный критик Бен Трэверс в колонке для IndieWire, за исключением формального сходства и близких премьерных дат, это слишком разные шоу — в первую очередь на идеологическом уровне. «Кольца власти» — оптимистическая история о борьбе добра со злом — с приятными героями. «Дом Дракона» — мрачное отражение «реальной политики» со всей присущей ей неоднозначностью.
Если «Игра престолов» позволяла прочувствовать вражду, любовь и духовные перевоплощения героев, то «Дом Дракона» — за несколькими исключениями — всего лишь дает о них знать. Это особенно заметно на первых порах, когда сериал неспешно рассказывает предыстории ключевых героев. Временами даже кажется, что драматургический движок сериала работает вхолостую. Только с четвертого эпизода действие наконец ускоряется, а километры экспозиции наконец оправдывают себя.
Но, пожалуй, главная проблема сериала вытекает из сущности оригинального материала. На одной странице псевдоисторической хроники Мартин мог уместить события нескольких месяцев, а то и лет. Сапочнику и Кондалу приходится мириться с этим — и делать огромные прыжки во времени.
Шестой эпизод и вовсе переносит нас на десятилетие вперед: на экране появляются новые герои, а уже знакомых нам играют другие актеры. С этой серии роль Рейниры исполняет Эмма ДʼАрси (к слову, в реальности небинарная персона, использует в отношении себя местоимение «они»), роль Алисенты досталась Оливии Кук из спилберговского «Первому игроку приготовиться».
Что еще нового в «Доме Дракона»?
Из-за фигуры Визериса велик соблазн назвать «Дом Дракона» «„Королем Лиром“ с драконами». Как и в шекспировской трагедии, сюжет сериала посвящен патриарху и проблеме престолонаследия. При этом Визерис копирует не только вымышленного Лира, но и реальные исторические фигуры. Например, Генриха VII, который тоже был чрезмерно озабочен появлением на свет наследника-мальчика, а также страдал от язв. Со временем Визериса поражает проказа — болезнь короля Иерусалима Болдуина IV (которого, к слову, Эдвард Нортон воплотил на экране в пеплуме Ридли Скотта «Царство небесное»).
Сыгравший Визериса Пэдди Консидайн связывает болезнь своего героя с тяжестью его ноши. Однако можно провести и другую параллель — мирное политическое устройство Семи королевств разрушается точно так же, как тело сидящего на троне монарха. Так и начинается постепенное раскручивание войны: ее семена, как убедительно показывает сериал, начинают прорастать уже в мирные времена.
К другой теме сериала — непростой женской доле в Вестеросе — все еще есть легкое недоверие (как минимум потому, что больше всех в интервью на ней акцентируются шоураннеры-мужчины). В то же время два лучших эпизода из вышедших — четвертый и пятый — сняла женщина-режиссер Клэр Килнер (она лишь вторая постановщица во франшизе — после Мишель Макларен).
Особенно удачны ее режиссерские решения в скандальной четвертой серии. Хотя ее обычно вспоминают из-за сцены инцеста (намеренно снятой в тревожных тонах), отметить ее стоит в первую очередь именно из-за неожиданного концептуального сдвига во франшизе. «Игра престолов» всегда злоупотребляла избыточной эротикой, но здесь посещение борделя нужно именно для развития сюжета. А вместо привычного порнографического любования обнаженными телами Килнер делает акцент на лицах и эмоциях персонажей.
Это изменение дает легкий повод для оптимизма. После первых шести эпизодов «Дом Дракона» остается в незавидном положении экранизации подстрочника к основному произведению. Но у этих авторов точно есть все шансы вывести сериал из тени старшего брата.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!