Перейти к материалам
истории

Оскаровский номинант Антон Дьяков выпустил новый мультфильм — о горящем человеке, которого все игнорируют (даже пожарные) И посвятил его всем пострадавшим от войны

Источник: Meduza

Московский режиссер Антон Дьяков в 2022 году вошел в список номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» с 15-минутной картиной «Боксбалет» о любви боксера и балерины. «Горю!» — новая работа Дьякова, сделанная на музыку украинской группы «Гибкий Чаплинъ». По сюжету обычный бродяга начинает гореть — и никто не помогает его потушить. Дьяков работал над этой картиной полтора года и, закончив, посвятил ее в своем инстаграме пострадавшим от войны в Украине: «Сам факт войны на земле, где еще остались шрамы Великой Отечественной, где в каждой семье обязательно есть карточка деда или прадеда, сложившего голову за то, чтобы мы жили в мире, означает, что мы как-то сумели растерять в погоне за блестящей мишурой самое ценное — кровное братство, века соединявшее русских и украинцев. Фильм „Горю!“ я посвящаю всем людям оказавшимся в беде на украинской земле. Кто бы они ни были. Русские или украинцы. Этой войне нет оправдания». «Медуза» задала Дьякову несколько вопросов о новой работе (режиссер отвечал письменно).

Предупреждение. В фильме есть два матерных слова. Если для вас это неприемлемо, не смотрите его.
Гибкий Чаплинъ

— Как и когда вы придумали этот сюжет? Что вас на него вдохновило?

— Помню, что после поездки на анимационный фестиваль я все думал, отчего так в европейских визуальных искусствах довольно много фрустрации на тему «я самый глубоко несчастный и непонятый». Я, я и еще раз я. Что это, уход в себя ради бегства от реальности?

«Горю!» — это реакция на это, попытка сделать высказывание, которое услышат. Вовлечь зрителя, а после — подвесить его между хохмой и болью. Это контактное кино, которое не хочет понравиться, но и не бежит от тебя. Напротив, оно лезет на рожон. Карманы вывернуты, фига прямо у носа.

— Сколько времени ушло на создание фильма?

— Примерно полтора года. Были вынужденные перерывы — сложный был у меня период, не самый продуктивный. Но мои друзья, группа «Гибкий Чаплинъ» [музыка которой играет в фильме], — украинские музыканты, благодаря которым эта работа вообще состоялась. Они меня поддержали. Видя их искреннее и дружеское участие, я был ошеломлен, а после дал себе слово во что бы то ни стало довести до конца эту работу как можно скорее. У нас не было никаких договоренностей на бумаге, только дружеское слово. Еще раз говорю им спасибо!

— Насколько для вас вообще важно музыкальное сопровождение фильма?

— Музыка — это пульс фильма. «Гибкий Чаплинъ» впустил меня в свою необъятную фонотеку, тут основная проблема была — найти в этой пещере Али-Бабы нужные мне драгоценности. Финальная музыкальная тема «Минута» совпала с моим чувством темпа в этой работе. Через эту музыку я услышал фильм, а услышать фильм, я вам скажу, это полдела.

— Почему главному герою, который внезапно начинает гореть, никто не помогает, включая пожарных? В реальности кто-то его бы все-таки потушил.

— Вообще, нет никакой реальности — ни реальной, ни условной анимационной. Есть реальность, которую мы сами и формируем, — слыхал я такую байку. И посему все может быть, все случается. Я, кстати, ставлю на дворника. В «Горю!» у него не получилось [потушить горящего], и все ж! И еще ставлю на дождь…

— Идет ли здесь речь о каком-то «душевном» горении? Об оставлении человека наедине со своими проблемами?

— Я думаю, этот фильм из меня выпрыгнул именно для того, чтобы я проговорил вслух это «душевное». Я тут и палач, и жертва — так бывает. Желание получить сочувствие и проявление сочувствия по отношению к ближнему, в сущности, стороны одного предмета. Болевая точка была пунктом отправления этой истории, было что-то в этом поднакоплено.

— Как, по-вашему, этот фильм, который вы посвятили Украине, вписывается в сегодняшний контекст?

— Я не имел мотива попасть в контекст. Да и как это можно предугадать? «Горю!» совпал с контекстом, так уж вышло. Есть полярная реакция на фильм, это очень хорошо. Значит, царапает. Значит, неудобно, жмет и натирает. Пока мы что-то чувствуем, мы можем быть уверены, что мы живые. Мы горим!

— Как вы оцениваете результаты «Оскара»? Мог бы такой мультфильм появиться в списке номинантов?

— Я вообще не знаю, что это такое — «Оскар». Это что-то абстрактное, не без игры случая и провидения. Не делал, и боже упаси делать что-то из расчета на победу в конкурсе или соревновании. В мире многие повернуты на статусе, на близости к звездам, на всей этой шелухе, оклеенной стразами. Гори оно огнем. Не жалко, ибо пустое.

Интервью Дьякова о его работе, номинированной на «Оскар»

«У анимации есть секретное оружие массового поражения. Это гротеск» Режиссер Антон Дьяков выпустил 15-минутный мультфильм о любви боксера и балерины — и его номинировали на «Оскар». Мы с ним поговорили

Интервью Дьякова о его работе, номинированной на «Оскар»

«У анимации есть секретное оружие массового поражения. Это гротеск» Режиссер Антон Дьяков выпустил 15-минутный мультфильм о любви боксера и балерины — и его номинировали на «Оскар». Мы с ним поговорили