Фотограф оттепели Умер Владимир Лагранж — классик репортажа, снимавший 1960-е и 1970-е. Вот его главные работы
В Москве умер 82-летний фотожурналист Владимир Лагранж — классик отечественной фотографии, работы которого публиковались и в советской, и в иностранной прессе. В 1959–1963 годах он работал в фотохронике ТАСС, затем до 1989 года был специальным фотокорреспондентом журнала «Советский Союз», работал в журнале «Родина» и в московском бюро французского агентства Sipa Press. Накануне церемонии прощания с журналистом (она пройдет 25 января) «Медуза» публикует знаковые работы Лагранжа с комментарием Натальи Григорьевой-Литвинской — директора Галереи Люмьер (в 2019 году там проходила выставка «Улица Лагранжа»).
Наталья Григорьева-Литвинская
основатель и куратор Галереи Люмьер
В послереволюционное и военное время, когда фотографическое искусство активно развивалось в нашей стране, образ человека — яркий. Это образ военного героя. Групповые портреты в это время тем или иным образом доказывают, насколько подвиг человека — неважно, трудовой или военный — имеет значение для нашей страны.
Когда наступает эпоха политической и социальной оттепели, наступает и фотографическая оттепель. Лагранж начинает раскрываться именно тогда.
В эти годы фотография преимущественно клубная: человек занимается основной профессией, а в выходные дни увлекается фотографией. Появляются [подходящие для уличной съемки] камеры, и разрешают наконец-то снимать город, что до этого могли делать только официальные фотокорреспонденты. Нельзя было просто так снимать Кремль или мосты.
Начинается этап гуманистической фотографии. Гуманистическая фотография нацелена на обычного человека — он идет по улице, улыбается своим естественным радостями, горестям, всему, что происходит в его жизни. И Лагранжу, как никому другому, удается наблюдать за всем этим.
Лагранж очень нетипичный агентский фотограф. Он начинает наблюдать за тем, что происходит вокруг него: за детьми, бытом, любовью между людьми, настоящими человеческими эмоциями. Даже на фотографиях, снятых по заказу того или иного издания (например, «Советского Союза» — достаточно элитарного журнала, которой печатался цветным и отправлялся на Запад), Лагранжу удается лучше, чем другим, показать людей совершенно обыденных.
Когда мы смотрим на фотографии [Александра] Родченко, [Бориса] Игнатовича, 1920–1940-х годов, нам кажется, что это было очень давно, мы не чувствуем это. Эпоху оттепели и Лагранжа очень многие люди помнят, а многие — просто чувствуют. Он, как никто другой, смог донести до нас эти человеческие радости и печали.
В один день (22 января 2022 года, — прим. «Медузы») умерли [фотограф] Дмитрий Донской и Владимир Лагранж. Многие пишут: «Как же так? Два мэтра ушли в один день». Не хочу ставить Донского в оппозицию, но он был человеком системы — личным фотографом Ельцина. Лагранж никогда не прославлял никакие политические системы, он никогда не работал на систему, он не был человеком, который приукрашивает, который пытается получить орден или место в газете «Правда». Ему это было чуждо.
Он представитель той московской интеллигенции, которая сохраняла в себе настоящую человеческую суть. Это абсолютно другая система координат, другое видение жизни. Это честный взгляд с любовью к человеку.
17 марта в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге откроется ретроспектива Владимира Лагранжа. Осенью 2022 года она также должна пройти в Казани.