Как появились детские детективы «Черный котенок»? За что их все полюбили? И почему они не устаревают? Рассказывают редактор, писатели и читатели серии
В середине девяностых на полках российских книжных магазинов и в библиотеках появилась невероятная по тем временам новинка — детский детектив. Главными героями книг были не привычные герои «взрослых» детективов — Шерлок Холмс, мисс Марпл, Эркюль Пуаро и комиссар Мегрэ — а обычные подростки. Речь идет о серии «Черный котенок», уже 25 лет выходящей в издательстве «Эксмо» и состоящей из нескольких сотен книг. «Медуза» спросила у редактора серии и авторов книг, как создавались детские детективы, а их читатели и коллекционеры рассказали, за что они полюбили «Черного котенка».
Оксана Федуличева
редактор серии «Черный котенок»
В 1990-е годы выпускалось не так много современной подростковой литературы. Можно сказать, ее практически не было, если сравнивать с сегодняшним днем. Предполагаю, в то время остро не хватало книг, в которых героями были бы не взрослые, а именно подростки. К тому же, если ребенок — фанат детективных историй и уже перечитал всего «Шерлока Холмса», ему хочется прочитать что-то еще.
В то время на книжном рынке был тренд взрослых детективов: в «Эксмо» выходила серия «Черная кошка» — детективы для взрослых, она была очень популярна. Детских как таковых тогда и не было. Если тренд есть — его нужно продолжать и развивать. Тогда и появилась идея запустить серию, похожую на «Черную кошку», но только для детей и подростков. В «Кошке» преимущественно издавались отечественные современные авторы, «Черный котенок» должен был пойти по ее же стопам. Но не так-то просто было найти новых авторов, которые хотели бы писать для детей и умели бы это делать. Решено было стартовать с проверенных временем зарубежных детективов Энид Блайтон. А отечественные писатели подхватили идею чуть позже, когда серия уже раскрутилась. Появилась серия для детей, в которую можно писать, появились и авторы, сформировался костяк. Некоторые уже писали взрослые детективы и решили попробовать себя в детской литературе, а кто-то только начинал свою писательскую карьеру. Первая книга вышла в 1996 году. Получается, серии уже двадцать пять лет.
Если мы сейчас зайдем в крупный книжный магазин, то увидим невероятное разнообразие детективов для детей: реалистичных, фэнтези-детективов, детективов, где главные герои — животные, все, что душе угодно. Но в 1990-е ассортимент был весьма скудный, именно поэтому появление на российском рынке серии «Черный котенок» стало настоящим событием и подарком для подростков и их родителей.
«Черный котенок» стал глотком свежего воздуха для тех, кто уже начитался «Маленького принца», «Тимура и его команды», книг Астрид Линдгрен и жаждал новых историй. Ничего не хочу плохого сказать про классику, ее нужно читать, но чтобы ребенок увлекся чтением, его нужно заинтересовать. И «Черный котенок», я считаю, справился с этой задачей на «отлично». Подростки хотят читать книги про таких же ребят, как они сами, про своих ровесников — про Олю, Катю, Диму, Артема, а не про далеких для них героев зарубежных детективов из девятнадцатого века, которых они совсем не понимают.
В какие-то особые рамки мы авторов никогда не ставили, они писали по зову сердца. Заламывать автору руки довольно бессмысленно, это может привести к творческому кризису. Но детская и подростковая литература нас всегда немного ограничивает в темах: мы не можем писать про серьезные преступления или описывать кровавые подробности. «Черный котенок» прежде всего о приключения, загадках, тайнах и о жизни современных подростков. Герои решают такие задачки, которые не под силу решить взрослым.
Долгое время художником серии оставался Владимир Щербаков. В его оформлении книги выходили с 1996 по 2005 годы. Затем поколение детей сменилось, немногого упал интерес к серии, и ее решили перезапустить. В новом оформлении серия просуществовала три года — до 2008-го. Тогда произошел довольно серьезный финансовый кризис, это напрямую отразилось на всем книжном рынке, и, конечно, серия «Черный котенок» не стала исключением. Тогда оформление вновь поменяли. Теперь у серии яркие обложки с большим знаком вопроса посередине и картинкой внутри него. В этом оформлении серия выходит и сегодня.
Когда «Черный котенок» только появился, подобных книг не было вообще, это был уникальный проект. Затем книг в жанре детского детектива стало появляться все больше. Сейчас книжный рынок сильно изменился — у нас огромный ассортимент, и за внимание читателя действительно приходится бороться. Но «Черного котенка» до сих пор любят и знают, уже нет таких огромных тиражей, однако у серии есть постоянные поклонники, которые ждут новинок.
У нас есть автор Наталия Кузнецова. В ее книгах рассказывается о приключениях воронежских ребят -- брата и сестры Ромки и Лешки (это прозвище главной героини Ольги, — прим. «Медузы»), читая книгу, будто оказываешься в другом городе, бегаешь по улицам, разгадываешь загадки вместе с героями. Серия пользуется большой популярностью. Однажды мне пришло письмо от двадцатилетней девушки, которая попросила передать автору Наталье Кузнецовой, что она читает ее с одиннадцати лет, очень любит ее героев и ждет новых книг. Получается, что девушка, приславшая письмо, выросла на «Черном котенке». Разве это не здорово?
Сейчас книги немного изменились: у героев уже есть интернет, мобильники. Сейчас при переиздании старых повестей я прошу авторов переписывать некоторые главы. Они добавляют современные детали — ребята пользуются гуглом, фотографируют улики на смартфон. Иногда истории приходится полностью переписывать, потому что всю загадку можно разгадать, имея мобильник в кармане. И тогда читатель справедливо задастся вопросом: «А что, нельзя было воспользоваться смартфоном?» И правда! Поэтому я стараюсь вместе с автором максимально осовременивать действительность героев книги, ведь нет ничего хуже, чем обмануть доверие читателя.
«Черный котенок» появился тогда, когда был очень нужен [читателям-подросткам], издательство сделало ставку на серию и не прогадало. Многие говорят, что они выросли на «Гарри Поттере» Джоан Роулинг. Но то же самое может сказать целое поколение читателей нашей детективной серии: «Мы выросли на „Черном котенке“!»
Марина Елькина
писательница
Я училась на семинаре детской литературы в Литературном институте, где нашими мастерами были поэт Роман Сеф и прозаик Сергей Иванов. Сергей Анатольевич тогда уже писал книги для «Черного котенка» и рассказал, что в серию нужны авторы. Я как раз писала «Сокровище Джучи-хана» и, закончив, решила отнести в «Эксмо». Не думала, что возьмут, так как получился не чистый детектив, как требовалось, а скорее историко-приключенческая повесть. Но все сложилось. В 2000 году вышла моя первая книга.
Детский детектив не может быть жестким, смаковать какие-то подробности убийства или насилия. Книги должны оставаться последним оплотом света, даже если в них рассказывается о преступлениях. Дар детского писателя — неважно, пишешь ты детективы или сказки — редкий дар. Это дар разговаривать с детьми и подростками, не учить, не наставлять, а рассказывать истории, в которых побеждает добро. Любой детский писатель может написать добротную книгу для взрослых, но мало кто из писателей для взрослых справится с задачей написать хорошую детскую книгу. Ясность мысли, ясность языка, ясность идеи — наверное, это самое главное условие для создания детской книги.
Я чаще всего писала исторические детективы, поэтому они, безусловно, давали какие-то новые знания [детям]. Но, в любом случае, детский детектив учит справедливости, дружбе, умению отличить добро от зла. Надеюсь, что наши герои могли стать примером для читателей.
Все герои [моих книг] по-своему любимы и ценны, потому что они — часть моей жизни, часть меня. Конечно, немножко особняком стоит «Сокровище Джучи-хана», потому что это первая книга, она рассказывает о моем детстве, об археологической экспедиции, в которой мне тогда довелось принять участие.
[Зарубежную традицию детских детективов] я специально не изучала, но была знакома с некоторыми книгами. Считаю, что у нас есть своя прекрасная традиция [детских детективов] — например, «Кортик», «Бронзовая птица» [писателя Анатолия Рыбакова], «Старик прячется в тень» [Аркадия Минчковского]. Просто в советской детской литературе эти произведения назывались не детективами, а приключенческими повестями.
Успеху серии можно только порадоваться. Я пришла, когда она уже набирала популярность, и было немного странно видеть свои книги в каждой библиотеке, на каждом книжном развале, в каждом книжном магазине.
Замечательно, что «Черный котенок» оставил свой след, что есть поклонники и даже фанаты серии. Здорово, когда людям хочется вновь окунуться в атмосферу детства и приключений. Мне писали некоторые поклонники, некоторые — пишут до сих пор. Спрашивают, что [в книге] правда, а что выдумка.
«Медуза» заблокирована в России. Мы были к этому готовы — и продолжаем работать. Несмотря ни на что
Нам нужна ваша помощь как никогда. Прямо сейчас. Дальше всем нам будет еще труднее. Мы независимое издание и работаем только в интересах читателей.
Илона Волынская и Кирилл Кащеев
писатели
Первые две книги цикла «Детективное агентство „Белый гусь“» мы написали для приятеля, мечтавшего открыть издательство в нашем родном городе. Дальше мечтаний у него дело не пошло, а мы подготовили два детектива. Ну и начали искать издательство, которое бы их приняло. Книгами заинтересовалось не только «Эксмо», но и хорошее харьковское издательство «Ранок», с которым мы сотрудничали. Но тут уж был наш выбор — нам очень хотелось работать с «Эксмо». Первой книгой, вышедшей в «Эксмо», стал наш детский детектив — хотя мы бы его назвали скорее подростковым — «Полночь в музее». Потом уже там издавался самый известный у нас фэнтези-цикл «Ирка Хортица — суперведьма».
Можно сказать, что наши детективы начались с зарубежных. «Эмиль и сыщики» Эриха Кестнера, «Великолепная пятерка» Энид Блайтон вызвали восхищение, и сожаление, что у нас так не пишут. Потом мы задумались: а как бы детектив для подростков выглядел у нас. Так и появилась серия детективов про агентство «Белый гусь».
Каждый из детективов серии «Белый гусь» чему-нибудь учит и о чем-нибудь рассказывает. Например, «Сокровище forever» — о скифах и археологии, «Клуб диких ниндзя» — о спорте, «Миссия супергероев» — о диггерстве и спутниках с ракетами. Сюжет всегда вертится вокруг каких-то реальных вещей и событий. Главное не перестараться и не позабыть, что мы пишем детективную историю. Иногда возникает желание «насовать» в текст побольше разных интересных фактов и сведений, и можно не заметить, как сама история становится уже неинтересной. За этим следит Кирилл — чтобы стремление чему-то научить не задавило события и чувства героев.
Главное и обязательное отличие [детских детективов от взрослых] — герои должны быть детьми или подростками. Они могут быть сколько угодно продвинуты, могут кучу всего знать и уметь, быть настоящими суперменами, но они должны быть ровесниками читателей. Поэтому автору нужно знать о подростках эпохи, про которую он пишет. У нас в трех книгах — «Приключение в наследство», «Формула клада» и «Ловушка на жадину» — действие происходит в двух временах: в современности и в прошлом. Подростки из прошлого — тоже подростки, но говорят и действуют иначе, чем наши современники.
Герои книг были примером для читателей. У подростков возраст такой, когда авторитет старших отступает в сторону, а на передний план выходит авторитет ровесников. Наши герои — такие вот ровесники. Естественно, они никогда не поучают. Они просто думают, чувствуют, переживают, действуют. Кстати, это далеко не всегда абсолютно правильные с точки зрения взрослого чувства и действия, ситуации ведь случаются в наших книгах самые разные. Но они заставляют читателя самого задуматься и сделать выбор — прав герой или нет, или как бы читатель сам поступил на его месте.
Мы всегда надеялись, что [серия станет популярной], а иначе писать нет смысла. Любая книга появляется на свет не тогда, когда ее напишут, а когда ее начинают читать. Чем больше, тем лучше.
Читатели пишут нам письма — у нас хранится небольшой архив — и присылают подарки. Сейчас общение чаще происходит в электронном виде: во ВКонтакте или на литературном портале «Литнет». Пишут разное: о своих мыслях, о чувствах, вызванных нашими книгами, задают вопросы: от «почему герой поступил так, а не иначе» до «какого числа у героя день рождения». Многие шлют фан-арты, стихи — мы их обязательно публикуем в группе [ВКонтакте] и стараемся всем отвечать. На встречах читатели часто говорят: «После ваших книг я увлекся чтением» или «Ваши книги — любимые». Это очень стимулирует [творчество].
Наше [собственное] чтение делится на две группы: для дела и для удовольствия. Если для дела, то это информация, которая нужна, чтоб написать нашу новую книгу. К последним изданным детективам «Белого гуся» мы много читали о войне: к «Взломать графа» — переписку графа Воронцова, а прямо сейчас, к новому циклу «Истинный князь» читаем мемуары XIX века. Для удовольствия читаем самые разные книги: от восхитительно глубоких и серьезных, то столь же восхитительно легкомысленных. И любая из них может дать что-то для работы: навести на мысль, подсказать.
Александр Куликов
33 года, банковский аналитик, читатель
В детстве я очень любил читать детективы — в частности, обожал Конан Дойля и перечитал всего Шерлока Холмса, все 56 рассказов и четыре повести от корки до корки, знал наизусть все сюжеты. Вполне естественно, что когда мы с родителями пошли в какой-то книжный магазин и увидели примечательные книжечки в ярких обложках, на которых написано «Детский детектив», то меня это заинтересовало. Хорошо помню, что это были за книги — детективы Фионы Келли. Родители купили, мне понравилось, и впоследствии мы начали приобретать книжки из этой серии дальше.
Я не могу сказать, что у меня очень большая коллекция: более 12 книг, все они остались из детства. Читал я раза в три больше: часть затерялась, какие-то я брал из библиотеки, у друзей. Я много чего коллекционирую, целью собрать все детские детективы я не задавался, но может когда-нибудь поставлю и ее. Нежно люблю все, что связано с детством, с девяностыми, у меня большое количество артефактов тех времен. На даче даже есть небольшой импровизированный музей детства, где сейчас и хранятся детективы.
В «Черном котенке» моей любимой писательницей была Энид Блайтон. Особенно мне нравился цикл «Пять юных сыщиков и их верный пес», в котором ребята из маленького английского городочка расследовали происходящие в нем преступления. Кроме злодеев, в романе был и антагонист — полицейский-недотепа, который вместо того, чтобы заниматься преступлениями, вставлял «юным сыщикам» палки в колеса. Мне нравилось, что в этих книгам не было ничего сверхъестественного: дети оставались детьми, а не супергероями.
В этой серии 15 или 16 книг, я прочитал их все — брал в библиотеке, у друзей. Некоторые из детективов к тому моменту уже были раскуплены, их было сложно достать, поэтому я очень радовался, когда в деревне у троюродного брата нашел томик, который я еще не читал. Интернета не было, на обложке не писали общее количество книг серии, поэтому найти новую книжку было как найти настоящее сокровище. Еще одной классной в те времена серией в подростковой литературе были ужастики. Они шли с детективами «рука об руку».
Именно из книг Энид Блайтон я научился двум уловкам, которые потом применял, когда играл в детектива в детстве. Первая: можно написать яблочным соком что-то на бумаге и написанное будет не видно, но если подержать ее над огнем, то текст проявится. Второе — как выбраться из запертой комнаты, если ключ находится в двери с другой стороны. Нужно взять листок бумаги, подсунуть его под щель под дверь, а затем вытолкать ключ [через скважину]. Ключ упадет на бумагу, и потом его можно затащить в комнату.
О том, что чтение детских детективов считалось постыдным, я никогда не слышал. Возможно, в каких-то компаниях в принципе чтение могло быть постыдным, не клевым: «Что, читаешь книжки, ты что, ботан?» Но детективы, пожалуй, наоборот, были популярными. Если что-то и читать, то детективы или ужастики, а не хрестоматию.
Мне не нравились в серии детективы от российских писателей, я брал их в библиотеке и пытался читать, но каждый раз пропадала детективная магия. Видимо, мне казалось, что такое может происходить только в Англии или в Америке, а вот в нашей стране — с подъездами и гаражами-ракушками — выглядело подделкой. Я почти уверен, что там были классные книги, но в детстве я думал так.
Анна Килочек
32 года, ведет сеть литературных пабликов, коллекционер серии
[C серией «Черный котенок»] я познакомилась в детстве, когда вышла первая книга. Издание мне понравилось увлекательным сюжетом и тем, что герои были моими ровесниками — с теми же жизненными вопросами, проблемами и ситуациями. Вообще детективы и приключения — мои любимые жанры. Мне нравятся как русские авторы, так и зарубежные — Кир Булычев, Жюль Верн, Марк Твен, Артур Конан Дойль.
Коллекция «Черного котенка» — это мечта детства, занимаюсь этим чуть более года. Я бы это не назвала своим хобби, скорее просто желанием собрать книги детства на полке. В начале у меня было всего три книги, остальные я просто брала читать в библиотеке: в нулевые за ними шла настоящая охота, они почти все время были «на руках». Сейчас в моей коллекции около 150 книг, я ищу их во всех возможных источниках, но в основном это сайты букинистов и Avito.
Мои близкие хорошо относятся [к моему увлечению], друзья сами собирают те или иные серии книг, да и в принципе со многими мы подружились благодаря общему интересу к чтению. Родные тоже позитивно реагируют, у меня читающая семья. А новым знакомым сообщать о коллекции просто как о факте я не считают необходимым.
Любимая книга серии — «Тайна брошенной лодки» Антона Иванова и Анны Устиновой. В ней в летний лагерь «Школа выживания» приезжают герои, которым предстоит научиться основам выживания в дикой природе — поиску съедобных растений и грибов, ориентированию, строительству укрытий. Всех участников разбивают на команды и оставляют на несколько дней. Мне очень нравился сюжет.
Тандем Устиновой и Иванова — мой любимый из авторов. У них всегда характерные герои, интересные сюжеты, а взаимоотношения между персонажами хорошо прописаны. Еще мне нравится, как Наталья Кузнецова вплетает в сюжет познавательные факты. Например, рассказывает про амарантовое масло, устройство воздушного шара или аммониты.
Никогда не слышала о том, что читать «Черного котенка» стыдно, не считаю таковым чтение хороших детских книг. В них очень много познавательного для подростков — как в плане развития кругозора, так и в плане взаимоотношений со сверстниками и окружающими, в них говорится о правилах поведения, морали, и ответственности. Не в нравоучительном тоне, а по ходу сюжета. Мне кажется, такое мнение зачастую складывается у людей под влиянием стереотипов о чтении детективов вообще, но в любом жанре можно найти и хорошие книги, и не стоящие внимания.
Я перечитываю серию до сих пор: и в перерывах между научной и образовательной литературой — для отдыха, и в периоды сильной усталости и плохого настроения в качестве экскурсии в детство.