Перейти к материалам
Штаб-квартира страхового агентства Lloydʼs, Лондон
истории

Умер Ричард Роджерс — отец хай-тека, который построил Центр Помпиду и здание ВТЦ 3 в Нью-Йорке. Вот его самые интересные работы

Источник: Meduza
Штаб-квартира страхового агентства Lloydʼs, Лондон
Штаб-квартира страхового агентства Lloydʼs, Лондон
Rosa Irene Betancourt / Alamy / Vida Press

18 декабря в Лондоне умер архитектор Ричард Роджерс. Ему было 88 лет. Наряду с Ренцо Пьяно, Норманом Фостером и Николасом Гримшоу Роджерс считается основоположником стиля хай-тек и одним из самых влиятельных архитекторов мира. Пожалуй, самая известная работа Роджерса — построенный в 1977 году Центр Жоржа Помпиду в Париже. Также он участвовал в проектировании здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, штаб-квартиры страхового агентства Lloydʼs в Лондоне, терминала аэропорта Барахас в Мадриде и других зданий. «Медуза» вспоминает наиболее примечательные работы архитектора.

Дом родителей архитектора. Уимблдон, 1967–1970

Один из первых проектов Роджерса. Построенный с использованием сборных конструкций, дом простой прямоугольной формы демонстрировал, как возводить здания быстро и дешево. «Это должно было решить проблему с жильем в Великобритании — но не решило! Хотя легло в основу большинства моих работ в течение следующих 50 лет», — признавал Роджерс в интервью журналу Dezeen в 2018 году. В 2015 году архитектор подарил дом Гарвардской высшей школе дизайна.

Heritage Image Partnership Ltd / Alamy / Vida Press

Центр Помпиду. Париж, 1971–1977

Визитная карточка Роджерса и его соавтора архитектора Ренцо Пьяно, ставшая одной из главных достопримечательностей Парижа (в год Центр посещают более семи миллионов человек) и вдохнувшая новую жизнь в район Маре. На территории Центра Помпиду находятся Французский государственный музей современного искусства, библиотека, концертные и выставочные залы, кинозалы и рестораны. Характерная черта здания — вынесенные наружу несущие конструкции и инженерные коммуникации разного цвета. Это революционное решение архитектора позволило освободить больше пространства для искусства внутри здания.

Herve Champollion / akg-images / Scanpix / LETA
A.F.Kersting / akg-images / Scanpix / LETA
Herve Champollion / akg-images / Scanpix / LETA

Штаб-квартира страхового агентства Lloydʼs. Лондон, 1978–1986

Здание, построенное для старейшей страховой фирмы Великобритании, продолжило традиции, заложенные при проектировании Центра Помпиду, — оно тоже «вывернуто наизнанку». Однако ключевая концепция штаб-квартиры Lloydʼs — «гибкость» и способность к трансформации.

Проект Роджерса — окруженный шестью башнями прямоугольный офисный блок, в сердце которого находится стеклянный атриум под названием The Underwriting Room, или The Room. Галереи вокруг него оборудованы модульными офисами, где можно быстро и легко трансформировать стены. Благодаря этому внутри здания появилось мобильное торговое пространство, которое в соответствии с меняющимися потребностями рынка может сужаться и расширяться.

В 2007 году этот проект Роджерса отметили самой престижной наградой в мире за заслуги в архитектуре — Притцкеровской премией. Жюри отметило его за «уникальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, интерес к архитектурной ясности и прозрачности», а также «гибкость» его проектов.

В 2011 году штаб-квартиру Lloydʼs внесли в английский список Grade I — перечень зданий наивысшей архитектурной или исторической значимости.

Micha Theiner / Cityam / Shutterstock.com
James Veysey / Vida Press
Micha Theiner / Cityam / Shutterstock.com
imageBROKER / Shutterstock.com

Фабрика микрочипов Inmos. Ньюпорт (Уэльс), 1982–1987

Проект фабрики Inmos был разработан как типовой — предполагалось, что такое здание можно будет в короткие сроки построить где угодно, адаптировав его под нужды производства. Фабрику предстояло запустить уже через год после начала строительства. Эту задачу решили, использовав технологию предварительной сборки: все элементы здания изготовили на заводе, а на стройплощадке их оставалось только собрать, как конструктор. 

Также фабрика нуждалась в зонах, защищенных от пыли и вибраций, — для производства микрочипов. Такую «чистую» зону для производства разместили в северном крыле фабрики, «грязную» же сделали в южном, и отделили их широким коридором, на крыше которого расположены технические конструкции и коммуникации.

Ken Kirkwood / RSHP
Ken Kirkwood / RSHP
Ken Kirkwood / RSHP

Европейский суд по правам человека. Страсбург, 1989–1995

Здание ЕСПЧ находится в отдалении от исторического центра Страсбурга, как бы символизируя образ «новой Европы». Перед архитекторами стояла задача отразить в проекте деятельность суда, но при этом сделать помещения приветливыми и безопасными.

Как и другие проекты Роджерса, здание выполнено из фирменных материалов архитектора. Цилиндрический фасад, за которым находятся два основных отдела ЕСПЧ — суд и комиссия, облицован нержавеющей сталью. Благодаря остеклению в вестибюль здания проникает естественный свет, а «хвост» суда с административными офисами и кабинетами повторяет изгиб реки Иль.

Adrian Grycuk / Wikimedia Commons
Arcaid Images / Alamy / Vida Press
Mauritius Images GmbH / Alamy / Vida Press

Штаб-квартира телеканала Channel 4. Лондон, 1990–1994

Здание штаб-квартиры Channel 4 состоит из двух четырехэтажных офисных блоков, соединенных стеклянным атриумом, — вместе они образуют комплекс в виде буквы L.

Главная особенность проекта — первая в Лондоне изогнутая стеклянная стена, поднимающаяся от главного входа во всю высоту здания. Вдоль нее по бетонным мостикам можно перейти из одного крыла здания в другое. Каждый такой мостик пронизан стеклянными линзами. Они создают геометрический рисунок и перекликаются с куполом цокольного этажа, который посетители пересекают прежде, чем войти в здание.

Alex Segre / Alamy / Vida Press
Arcaid Images / Alamy / Vida Press

Купол тысячелетия. Лондон, 1996–1999

Один из самых громких и обсуждаемых проектов Роджерса. Гигантский шатер был построен для выставки Millennium Experience, посвященной началу нового тысячелетия. Купол высотой 50 метров поддерживается 12 стальными желтыми опорными башнями и создает пространство общей площадью 100 тысяч квадратных метров. В 2000 году выставочный центр посетили более шести миллионов человек, после чего его переоборудовали в концертно-развлекательный комплекс.

Ian Skelton / Alamy / Vida Press
Mim Friday / Alamy / Vida Press
Andreas Bastian / Caro / Scanpix / LETA

Терминал 4 аэропорта Барахас. Мадрид, 1997–2005

Проект самого большого испанского терминала был создан в сотрудничестве с местной студией Estudio Lamela. Самая яркая деталь терминала — волнообразная бамбуковая крыша. Ее поддерживают опоры, окрашенные в разные цвета для навигации пассажиров. За этот проект архитектурное бюро Роджерса впервые получило премию Стирлинга.

Inigo Bujedo Aguirre-View / Alamy / Vida Press
Agefotostock / Alamy / Vida Press
Inigo Bujedo Aguirre-View / Alamy / Vida Press

Всемирный торговый центр 3. Нью-Йорк, 2006–2018

Небоскреб высотой 330 метров — с офисами и торговыми площадками — стал частью реконструированного после терактов 11 сентября Всемирного торгового центра. При проектировании студия Роджерса старалась сделать здание максимально экологичным: архитекторам удалось добиться снижения энергопотребления при повседневной жизни небоскреба (чего не скажешь о других типичных офисных зданиях Манхэттена). Например, для кондиционирования помещений в здании используют дождевую воду, а для сбережения тепла и снижения ультрафиолетового излучения — стекла с невидимой металлической пленкой.

Gary Hebding Jr. / Alamy / Vida Press

Ольга Морозова