Перейти к материалам
истории

«Круиз по джунглям» — фильм-аттракцион о путешествии по Амазонке со «Скалой» Джонсоном и Эмили Блант Неуклюжая попытка соединить приключенческий жанр с новой этикой

Источник: Meduza
Disney

29 июля в российский прокат выходит фильм Жауме Кольет-Серры «Круиз по джунглям». Исследовательница дикой природы (Эмили Блант) решает отправиться в верховья Амазонки, чтобы найти там таинственное Древо Жизни, обладающее волшебными целительными свойствами. В путешествии ей помогают ее брат (Джек Уайтхолл) и капитан круизного парохода (Дуэйн «Скала» Джонсон). Кинокритик «Медузы» Антон Долин — о том, каким получился фильм, сделанный по мотивам аттракциона в Диснейленде.

Самые просвещенные зрители обидятся на «Круиз по джунглям» с первых кадров, еще до титра с названием: предыстория Древа Жизни, на поиски которого отправятся герои фильма, тесно связана с легендарным конкистадором Агирре, которому кинокомпания Walt Disney придумала новую судьбу. Не безобразие ли — романтическая икона авторского кинематографа, тиран-максималист из культового фильма Вернера Херцога освоен и использован в своих коммерческих целях циничной корпорацией? И теперь этот герой (на роль остроумно выбран венесуэлец Эдгар Рамирес, сыгравший террориста Карлоса в одноименном сериале) сражается, прости господи, с Дуэйном «Скалой» Джонсоном. 

Disney

Но не торопитесь оскорбляться. Задолго до диснеевских продюсеров и сценаристов — а главное, гораздо раньше Херцога, — историю Агирре и поисков Эльдорадо присвоили и обработали авторы бульварного чтива XIX и начала ХХ веков, грезившие о забытых царствах, опасных секретах и чарующих лабиринтах Амазонки. «Круиз по джунглям» следует именно этой почтенной традиции: Жюль Верн, Генри Райдер Хаггард, Луи Буссенар, Эдгар Райс Берроуз. Или, если обращаться к кино: «Затерянный мир», «Кинг Конг», трилогия об Индиане Джонсе. Хотя есть у нового фильма и прямой первоисточник — одноименный аттракцион из Диснейлендов, созданный аж в середине 1950-х и с тех пор неизменно считающийся одним из самых востребованных.

Это, несомненно, колониальный жанр — истории о белых людях (в этой роли выступают и диснейлендовские посетители), которые в окружении экзотических зверей и не менее экзотических туземцев охотятся за сокровищами среди джунглей. Сейчас, в XXI веке, пришло время для ответа на вопрос о том, можно ли этот жанр переизобрести и приручить с учетом завоеваний новой этики.    

Например, в начале «Круиза по джунглям» возникает стандартная сцена: сумасшедший ученый-энтузиаст выступает перед аудиторией седобородых профессоров и просит одобрить рискованную экспедицию (совсем недавно мы видели точно такую же в «Затерянном городе Z» Джеймса Грея, основанном на реальных событиях). Только здесь пикантности ситуации придает то, что энтузиаст этот — женщина, да еще и имеющая наглость носить брюки, а выступающий перед профессурой молодой мужчина — ее брат-гей, читающий по бумажке написанный сестрой текст. Классическая история о неверии в безумную, но гениальную теорию оборачивается актуальной зарисовкой о мизогинии и гомофобии.

Собственно, в центре авантюрной интриги фильма — весьма тщательно и политкорректно подобранная компания героев: эта самая эксцентричная леди, еще и зоозащитница (Эмили Блант), сопровождающий ее гомосексуал (Джек Уайтхолл) и дураковатый супермен-капитан (это и есть Дуэйн Джонсон). Хотя с точки зрения распределения ролей все это подозрительно напоминает гендерно-традиционную «Мумию» 1999 года, одного из последних представителей вымирающего жанра авантюрного кино. 

«Круиз по джунглям» — типичный современный диснеевский блокбастер, со всеми его плюсами и минусами. Это в меру эффектный, оптимистичный и динамичный фильм с перегруженным и неубедительным сценарием, который, кажется, писали в качестве буриме. Он сочится правильными современными идеями и за ними забывает о хотя бы приблизительной правде характеров. Чтобы не эксплуатировать животных и дикую природу, их нарисовали на компьютере — в итоге ядовитые змеи выглядят недостаточно опасно, прирученная леопардиха Проксима — недостаточно мило, а пейзажи заповедных мест — вполне ординарно. Команда зомби-конкистадоров придумана и нарисована вдохновенно, но слишком уж напоминает моряков с «Летучего голландца» из «Пиратов Карибского моря» (еще одного фильма по мотивам диснейлендовского аттракциона, так что все логично). 

Disney
Disney

В общем, это совсем не страшный, довольно симпатичный и не слишком запоминающийся фильм, под стать первоисточнику из парка развлечений. Хэппи-энд предрешен с первых кадров, а режиссеру, каталонцу Жауме Кольет-Серре, традиционно не позволили проявить свою индивидуальность — а жаль, в его хоррорах и боевиках с Лиамом Нисоном было больше хулиганства и остроумия. Какие-то яркие детали возникают изредка и сразу гаснут, как лепестки Древа Жизни в свете луны. Вот героиня снимает прямо на Амазонке немое кино (и вдруг исчезают, казалось, так нужные для развития интриги диалоги), а вот капитан с упорством, достойным лучшего применения, шутит не смешные, откровенно тупые шутки… Но даже об этих красках режиссер будто забывает на полпути, превращая своих персонажей в стандартные функции авантюрного сюжета. Даже герою-гею после трогательного исповедального монолога не устроят мало-мальского свидания.

Интереснее всего следить за тем, как жанр своевольно вырывается из диснеевского прокрустова ложа, изобличая свою природу. Проскользнет то мизогиния (героиню кличут попросту «портками», а еще при всех своих статях она лишена практического опыта и не умеет плавать), то гомофобия (раз гей, то непременно неумеха и трус), то легкий ненавязчивый национализм (антагонист в исполнении Джесси Племонса — уморительный немец в мундире и на субмарине, говорящий со смешным акцентом и мечтающий под музыку Вагнера завоевать весь мир). Ведь приключенческое кино о цивилизованном человеке, оказавшемся один на один с дикой природой, всегда говорит именно об этом: как легко мы расстаемся с налетом цивилизации и превращаемся в животных, иначе не выжить. Впрочем, зрителям «Круиза по джунглям» такая пугающая и интригующая трансформация определенно не грозит.   

Круиз по джунглям — трейлер
Disney Россия

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Антон Долин

Реклама