Перейти к материалам
истории

«Жвалы» — невероятная комедия о двух французах, которые пытаются дрессировать огромную муху Не бред, а один из лучших фильмов года!

Источник: Meduza
A-One Films

24 июня в прокат выходит фильм французского режиссера Квентина Дюпье «Жвалы». Это комедия о большой мухе, а точнее о двух друзьях-неудачниках, которые пытаются эту муху выдрессировать как собаку. Дюпье не в первый раз использует абсурдный сюжет (в его предыдущем фильме «Оленья кожа» герой Жана Дюжардена попадал в зависимость от собственной куртки) — но в этот раз перед нами исключительный фильм, который, возможно, станет одним из лучших (или по крайней мере самых смешных) в этом году. Подробнее о картине рассказывает кинокритик Антон Долин.

«Жвалы» — один из лучших фильмов года, который вам непременно нужно посмотреть. К сожалению, вы вряд ли в это поверите. Недоверие вызывает многое: и отталкивающее название, и жанр абсурдной комедии, да еще французской, и пресловутая гигантская муха, которую пытаются выдрессировать два главных героя — закадычные друзья Маню (Грегуар Людиг) и Жан-Габ (Давид Марсе). Так что от вас зависит, совершать ли этот прыжок веры. В конце концов, фильм длится меньше полутора часов, вы не так уж сильно рискуете. 

Для многих, впрочем, достаточной рекомендацией станет имя режиссера (а также сценариста, оператора и монтажера) Квентина Дюпье. 47-летний француз, прославившийся в начале 2000-х музыкальным проектом под псевдонимом mr. Oizo (искаженное «господин Птица»), дебютировал в кино в 2001-м картиной с говорящим названием «Нефильм». Он снимает безостановочно, за два десятилетия — десяток полнометражных работ, и не стремится, кажется, ни к коммерческому, ни к фестивальному успеху. Хотя в своей нише добился и того и другого, заодно снискав любовь критиков. Дюпье, вслед за британцами из Monty Python, знает, как страшно быть серьезным, и не позволяет себе этого практически никогда. 

Впрочем, в его предыдущем комедийном триллере «Оленья кожа», где Жан Дюжарден сыграл свою лучшую роль со времен «Артиста», был проблеск мрачной социальной проблематики. Кризис среднего возраста заставлял героя, одержимого собственной кожаной курткой, совершать одно убийство за другим — а прикрытием для его мании служили мнимые съемки фильма (под этим соусом доверчивые провинциалы готовы были съесть любую дрянь).

Будто испугавшись сам себя, Дюпье резко сдает назад в «Жвалах». Ведь его Маню и Жан-Габ, очевидные наследники американских «тупого и еще тупее», наотрез отказываются взрослеть. Один живет с мамой, у другого мать в психушке — и поэтому он спит на пляже. Даже когда удача буквально валится им на голову в виде простейшего задания — доставить чемоданчик с неизвестным грузом по указанному адресу и получить за это 500 евро, — они ухитряются все испортить, ухватившись вместо этого за невыполнимую бредовую идею: выдрессировать гигантскую муху и научить ее приносить им все что угодно, от еды до денег. 

weareaonefilms

Очевидно, что в так называемом нормальном мире Маню и Жан-Габ заслуживали бы однозначного порицания и какого-нибудь нестрашного, но внятного наказания за глупость, эгоизм и идеализм. Но в мире Дюпье они первым делом обнаруживают в багажнике угнанного ржавого мерседеса ту самую муху размером с немаленькую собаку. А раз случилось такое чудо, то почему бы не осуществиться прочим инфантильным мечтам? Два дурака, оставшись без бензина (потратив всю наличность на кошачий корм для мухи, окрещенной Доминик, они элементарно забыли заправиться), на дороге случайно встречаются с компанией золотой молодежи — и хозяйка виллы на берегу моря узнает в одном из них своего одноклассника. Не думая ее разубеждать, наши герои вместе с мухой отправляются к новым авантюрам. Да, им везет, но разве должно быть иначе? Собственно, почему? 

В фильмах Дюпье, как и в действиях жизнерадостных Маню и Жан-Габа, нет расчетливости, которая всегда отвращает в авторском кино. Однако его метод далеко не безумен. По сути, он следует Кафке, во вселенной которого Грегор Замза вполне мог проснуться в своей кровати, превратившись в гигантское насекомое, и даже не задаться всерьез вопросом, как же так могло случиться.

Следующий шаг — начать получать от этого удовольствие, и Дюпье делает его с такой безоглядной детской радостью, что невозможно не присоединиться. В конце концов, для чего еще нужен кинематограф, если не для производства огромных мух, которых можно будет дрессировать в свое удовольствие? Из веры в этот постулат рождается один из лучших, по меньшей мере в XXI веке, фильмов о дружбе. Кстати, как минимум один вирусный жест («Toro!», или же, если по-русски, «Дай быка!») вы точно позаимствуете из «Жвал», и он останется с вами надолго. 

С годами, благодаря своей фантазии и безудержности, mr. Oizo обращает в свою религию все новых и новых людей, которые рады расстаться со своей респектабельностью. В предыдущем фильме то был лауреат «Оскара» Дюжарден, в этом — обладательница «Золотой пальмовой ветви» Адель Экзаркопулос («Жизнь Адель»). Можно прожить на экране целую жизнь, заниматься сексом перед камерой, войти в историю кино. А можно говорить идиотским голосом и просто орать благим матом так, что публика от хохота сползет под стулья. Еще неизвестно, что лучше для здоровья, психики и профессиональной судьбы.  

Антон Долин