Перейти к материалам

О людях судят по делам, а о театрах — по спектаклям. Вот 6 спектаклей из репертуара Большого, которые расскажут его историю

28 марта считается днем основания Большого театра. Произошло это в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову, губернскому прокурору, «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений. Спустя 245 лет вместе с компанией «Ингосстрах» — генеральным спонсором театра — вспоминаем балетные постановки, из которых складывается история Большого как одного из самых известных театров в мире.

«Дон Кихот», 1869 год — главный московский балет. Не все же шедевры Петербургу!

Любовь Рославлева исполняет партию Китри в балете «Дон Кихот»
Фотография из архива музея Большого театра

В XIX веке балетной столицей была не Москва: балетмейстер Мариус Петипа ставил свои шедевры в Петербурге. Но не «Дон Кихота». Это главный московский балет из великого классического наследия. Петипа поставил его в Москве и лишь два года спустя перенес в Петербург. С тех пор балет видоизменялся и подвергался различным редакциям. В 1900 году известный балетмейстер Александр Горский представил свою версию (по словам тогдашних критиков, неудачную), оформляли которую художники Головин, Коровин и Клодт. А в последующих редакциях — с 1940-х годов — появились вставные номера, хореографию которых ставили такие хореографы, как Касьян Голейзовский, Ростислав Захаров и Анатолий Симачев. Современный «Дон Кихот» в театре идет в редакции Алексея Фадеечева — он, в свою очередь, попытался опираться на хореографические тексты Петипа и Горского.

Во все времена на искусство выделяли деньги из госказны или из личных средств меценатов. Эти проекты во многом были катализатором развития, создавали условия для реализации творческих идей. Большой уже давно сотрудничает с «Ингосстрахом», а с 2019 года компания является генеральным спонсором театра. За годы партнерства удалось воплотить много проектов. Например, в конце прошлого года при поддержке «Ингосстраха» в Большом стартовала Молодежная балетная программа. Ее замысел — поддержать талантливых артистов со всей России. Первые желающие принять в ней участие появились уже на следующий день после объявления! Хотя времени на то, чтобы оставить заявку, еще достаточно — весь 2021 год. После двух отборочных туров лучшие из претендентов смогут стать участниками Молодежной балетной программы.

«Красный мак», 1927 год — первый советский балет. И никаких принцесс и принцев!

Сцена из спектакля «Красный мак»
Фотография из архива музея Большого театра

«Красный мак» называют первым советским балетом: после революции 1917 года положение балета как искусства стало крайне шатким. Сказочные истории с принцессами тогда не представляли интереса и были явным напоминанием о монархическом строе. Поэтому история невозможной любви между китайской актрисой Тао Хоа и советским капитаном, казалось, должна была исправить ситуацию. Любопытно, что знаменитый матросский танец «Яблочко» впервые на сцене появился именно в этом балете. А вот в 1957 году балету пришлось сменить название на «Красный цветок»: все из-за китайской делегации, которую пригласили в Большой театр. Мак ассоциируется в китайской культуре с опиумом, поэтому, чтобы избежать конфуза, название заменили. Сейчас этого балета нет в репертуаре театра, но в свое время в нем блистали такие звезды труппы, как Екатерина Гельцер, Галина Уланова и Ольга Лепешинская.

«Светлый ручей», 1935 год — балет о жизни колхоза, музыка которого взволновала так же сильно, как и сама постановка 

Сцена из спектакля «Светлый ручей»
Фотография из архива музея Большого театра

6 февраля 1936 года в газете «Правда» вышла анонимная рецензия на балет Федора Лопухова «Светлый ручей». Статья называлась «Балетная фальшь». После ее выхода в печать спектакль сняли с репертуара. Но не хореография Лопухова возмутила рецензента, а музыка Дмитрия Шостаковича. За несколько дней до этого в «Правде» — в статье «Сумбур вместо музыки» — была разгромлена еще и его опера «Леди Макбет Мценского уезда».

Балет Лопухова был поставлен не для труппы Большого театра: изначально он появился в труппе МАЛЕГОТа (ныне — Михайловский театр) в Ленинграде, и лишь полгода спустя его перенесли на сцену Большого, где он успешно шел вплоть до той злосчастной публикации.

Сейчас комический балет про жизнь колхоза «Светлый ручей» является одной из главных жемчужин репертуара — правда, эта постановка была создана в 2003 году Алексеем Ратманским. От версии Лопухова не осталось ни единого движения, его хореография утеряна. 

«Кармен-сюита», 1967 год — провокативный балет, который не прошел цензуру 

Майя Плисецкая в роли Кармен и Сергей Радченко в роли Тореро в балете «Кармен-сюита»
Фотография из архива музея Большого театра

В советское время получить балет иностранного балетмейстера было практически невозможно. Но не для Майи Плисецкой. Ей удалось убедить министра культуры Екатерину Фурцеву, что спектакль, поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо, укрепит советско-кубинские связи. На деле же вышло иначе. Спектакль для тех лет оказался слишком уж откровенным. Ради того, чтобы оставить его на сцене, пришлось убирать некоторые «непристойные» поддержки и подвергнуть спектакль цензуре.

Зато сейчас образ Кармен никого не шокирует: спектакль регулярно идет на сцене театра, а памятник Майе Плисецкой неподалеку от театра запечатлел ее именно в этом образе. К счастью, существуют видеозаписи той постановки, где можно увидеть не только саму Плисецкую, но и знаменитого «беглеца» Александра Годунова в партии Хозе.

Сегодня классическое и современное искусство активно меняется: театры, музеи, галереи выходят за рамки собственных стен и исследуют новые форматы. И 2020 год существенно повлиял на эти процессы. Искусству, так же как и всем остальным сферам, пришлось непросто. Поэтому помощь частных инвесторов и компаний была как нельзя кстати. Например, «Ингосстрах» и общественный деятель Олег Дерипаска поддержали Большой театр и сделали все возможное, чтобы главная премьера сезона — одноактные балеты «Четыре персонажа в поисках сюжета» — состоялась.

«Спартак», 1968 год — мужчины выходят на авансцену 

Марис Лиепа в роли Красса в балете «Спартак»
Фотография из архива музея Большого театра

До легендарного «Спартака» Юрия Григоровича на сцене Большого театра были еще две версии этого сюжета. В 1958 году — за десять лет до премьеры Григоровича — труппа показала версию Игоря Моисеева — того самого, который создал ансамбль народного танца. А в 1962 году на сцену была перенесена версия Кировского театра в постановке Леонида Якобсона. Интересно, что Майя Плисецкая участвовала в обеих постановках, только у Моисеева она была Эгиной, а у Якобсона — Фригией.

Но если Якобсон делал акцент на «сценах из римской жизни», то Григорович акцентировал внимание на мужских характерах. Для премьеров театра роли Спартака или его антагониста Красса являются непременной мечтой, ведь в этом балете мужчины не «аккомпанируют» танцовщицам, а являются протагонистами. И даже спустя 50 лет после премьеры образы первых исполнителей — Владимира Васильева и Мариса Лиепы — являются эталоном и к их уровню исполнения стремятся многие артисты театра и сейчас.

«Щелкунчик», 1966 год — переосмысленная сказка о взрослении и прощании с детством

Балетмейстер, народная артистка СССР Галина Уланова и исполнители главных партий балета «Щелкунчик» Екатерина Максимова и Владимир Васильев во время репетиции
Борис Борисов / ТАСС

Легендарный «Щелкунчик» Большого театра, за билетами на который традиционно выстраиваются длинные очереди, был поставлен Юрием Григоровичем в 1966 году. Но самый первый «Щелкунчик» родом из Петербурга: он был представлен публике еще в 1892 году. С тех пор в обоих городах спектакль видел бессчетное количество редакций, многие из которых не сохранились. Юрий Григорович избавил балет в своей редакции от излишней, по его мнению, пантомимы, которая была в изобилии в оригинальной версии. Также в этой версии нет знакомой нам феи Драже, музыку от па-де-де которой он отдал главным героям. Григорович посмотрел на эту сказочную историю взглядом взрослого человека, тем самым превратив самый праздничный балет в своеобразную притчу о взрослении и прощании с детством.

Поддержка проектов в области культуры и искусства — важная составляющая стратегии развития «Ингосстраха». На протяжении многих лет компания вносит свой вклад в сохранение культурного наследия (а балет — еще со времен Петипа и Дягилева — именно такое наследие) и развитие культурных институций на территории страны.

Сделано в продано!