Перейти к материалам
истории

Колонизаторы отняли у его прадеда резную трость и шкуру леопарда. Теперь он выносит экспонаты из европейских музеев Как активист Мвазулу Дьябанза добивается возвращения украденных из Африки ценностей

Источник: Meduza

41-летний Мвазулу Дьябанза — французский активист, лидер панафриканского движения «Единство, достоинство, мужество». Одна из целей этого движения — вернуть предметы искусства, которые европейцы вывезли из Африки в колониальный период. Дьябанза привлекает внимание к проблеме необычным способом: проникает в европейские музеи, демонстративно снимает с постаментов экспонаты из Африки и уносит их, транслируя происходящее в соцсети. Он называет этот метод «активной дипломатией», пишет The Guardian.

Дьябанза начал свою кампанию в июне 2020 года. Он и еще четверо активистов с криками «Мы забираем это домой!» попытались вынести африканский погребальный столб XIX века из этнографического Музея на набережной Бранли в Париже — крупнейшего во Франции собрания предметов искусства из Африки к югу от Сахары. Активистов остановили прежде, чем они вышли из здания. Дьябанзу на три дня заключили под стражу и назначили ему штраф в тысячу евро за попытку кражи. Его соратники также получили штрафы от 250 евро до тысячи евро. Судья признал «активистский» аспект их действий, но постановил, что их методы «не следует поощрять» — поскольку существуют «другие средства для привлечения внимания политиков и общественности».

Акция Мвазулу Дьябанзы в музее на набережной Бранли

В июле Дьябанза и его единомышленники появились в Музее Африки, Океании и Америки в Марселе. Они сняли с постамента копье из слоновой кости, вынесли его в музейный двор и публично осудили «разграбление» Африки в колониальную эпоху. Активисты дождались полицию и передали ей копье. Суд оправдал их, сочтя их действия политическим актом. В сентябре Дьябанза попытался вынести конголезскую погребальную фигуру из музея Африки в городке Берг-ан-Даль в Нидерландах, за что получил 250 евро штрафа и два месяца условного срока. Музей заявил, что понимает мотивы активистов, но не одобряет их методы.

Начав с африканского искусства, Дьябанза позднее объявил о создании «Мультикультурного фронта против грабежа», нацеленного на возвращение культурного наследия коренных народов США, Перу, Индонезии и других стран. В октябре Дьябанзу поймали в Лувре, где он снял с постамента фигуру духа-хранителя XVIII века с индонезийского острова Флорес. Хотя экспонат не пострадал, суд обязал активиста выплатить Лувру пять тысяч евро.

Следующую акцию Дьябанза и его соратники планировали провести в феврале в Брюсселе, но их планам помешал очередной новый локдаун из-за коронавируса. Но они не собираются останавливаться и планируют включить в свою кампанию не только крупные музеи, но и небольшие галереи, аукционные дома и частные коллекции. «Мы [планируем отправиться] в Испанию, Германию, Португалию, Ватикан и Великобританию», — заявил Дьябанза The Guardian.

Активист родился и вырос в Заире (сейчас — Демократическая Республика Конго). Когда он был подростком, мать рассказывала ему, что в XIX веке европейские колонизаторы забрали у его прадеда, губернатора одной из конголезских провинций, резную трость, шкуру леопарда и браслет, который были символами его власти. «После этой истории я очень захотел, чтобы это наследие однажды вернулось домой», — объяснял Дьябанза The New York Times.

По его оценкам, только Франция должна вернуть в страны Африки 116 тысяч незаконно вывезенных предметов искусства (французские эксперты оценили их число в 46 тысяч). В 2017 году президент страны Эммануэль Макрон назвал одним из своих приоритетов «возвращение африканского наследия в Африку». Но процесс идет медленно: за три года к возвращению одобрено лишь 27 предметов и лишь один из них — меч западноафриканского мусульманского лидера XIX века Эль-Хадж Омара — возвращен. Дьябанза считает это «оскорблением».

Активист называет вывоз культурных ценностей из Африки в 1880-1960 годах «крупномасштабным грабежом». Он не против того, чтобы такие экспонаты в дальнейшем выставлялись в Европе, но считает, что их надо сначала вернуть на родину, а потом сдать в аренду на условиях законных владельцев. Активист и его единомышленники хотят склонить к переговорам о возврате африканских предметов искусства сначала руководство музеев, а затем правительства европейских стран и частных коллекционеров.

«Если дело доходит до того, что наша аудитория чувствует необходимость протестовать, наверно, мы делаем что-то не так. Мы должны быть открыты к переговорам, если наши выставки причиняют людям боль», — заявил The New York Times Дэн Хикс, профессор археологии Оксфордского университета и куратор музея Музей Питта Риверса, где хранится много предметов искусства колониальной эпохи.

Ольга Корелина