Cyberpunk 2077 существует! И она уже вышла! «Медуза» провела 20 незабываемых часов в самой долгожданной игре года — и без спойлеров рассказывает, что в ней супер (это не Киану Ривз!)
10 декабря случилось то, чего давно ждали миллионы геймеров: польская студия CD Projekt Red, ответственная за серию RPG про ведьмака Геральта, выпустила свою новую игру, Cyberpunk 2077. Это тоже ролевая игра, но действие в ней разворачивается в фантастическом будущем, где все люди устанавливают себе разные киберимпланты. Журналист «Медузы» Султан Сулейманов смог сыграть в предрелизную версию игры. Он рассказывает о том, каким же получился Cyberpunk 2077 (без спойлеров).
Через несколько минут после начала игры Ви — мой персонаж — отправилась обследовать заброшенную радиовышку посреди пустыни. И нашла там не только то, что искала, но и сразу несколько шипастых дилдо, разбросанных по углам. От такой находки сначала усмехаешься: что хотели сказать гейм-дизайнеры? Что по ночам на этой радиовышке особенно весело?
А потом, спустя несколько часов игры, начинаешь понимать, что вышка не была каким-то особенным убежищем для любителей искусственных пенисов: дилдо множества цветов и форм будешь встречать на каждом шагу. А в какой-то момент, устроив романтическое свидание с одной из героинь (достаточно правильно сформулировать СМС), Ви становится обладательницей «Встанислава Шишкина» — очень мощной дубинки недвусмысленной формы, в описании которой указано: «Не убивает, но калечит до неузнаваемости».
Путь от шипастого дилдо на заброшенной радиовышке до избиения «Встаниславом Шишкиным» одного зловредного киберпсиха, превратившегося в массового убийцу из-за бунтующих в нем имплантов (убивать его нежелательно, так что дубинка подходит в самый раз), — пожалуй, лучшая демонстрация нравов мира Найт-Сити, калифорнийского города, в котором вам предстоит жить.
Тут — та самая дубинка
Как Тринити готовилась к встрече с Нео
Я старался по максимуму избегать подробностей об игре до того, как сам погружусь в нее. И поэтому даже не читал текст моего коллеги, Алексея Ковалева, который в июне 2020 года провел несколько часов в Cyberpunk 2077. По сути, единственное, что я знал, — это что в игре будет персонаж Киану Ривза, рокер Джонни Сильверхенд. И он будет напарником Ви.
Но первый сюрприз ждал меня задолго до встречи с Джонни (а сама встреча оказалась вторым сюрпризом: она случится не так скоро, как я рассчитывал). В самом начале Cyberpunk 2077, как принято в RPG, игрок должен настроить своего персонажа — и начать нужно с настройки внешности.
Помня про грядущую встречу с Нео, то есть с Киану, то есть с Джонни, я решил, что Ви будет выглядеть как Тринити в «Матрице» — благо пол персонажа может быть любым. Я долго подбирал прическу, глаза, нос, губы и челюсть Ви, чтобы они хоть немного напоминали лицо актрисы Кэрри-Энн Мосс, а потом обнаружил, что на этом настройка внешности не заканчивается: вам нужно выбрать размер груди персонажа и (вот он, сюрприз!) настроить его половые органы. В меню — влагалище и два вида пенисов, которым еще и можно настроить размер. Возможно, я лишил себя нескольких любопытных диалогов, но оснащать Тринити членом все же не решился. Пусть на дворе и 2077 год.
Есть еще два этапа настройки персонажа — выбор предыстории и настройка его характеристик. С предысторией все просто: вы можете быть бывшим сотрудником корпорации (а корпорации — это зло), «дитем улиц» или кочевником, повидавшим жизнь за пределами Найт-Сити. От выбора зависят дополнительные варианты ответов, которые иногда появляются в диалогах, и предыстория персонажа, которую вам предстоит сыграть. Мне стало интересно сразу взглянуть на Пустоши, пустынный мир за пределами мегаполиса, поэтому я выбрал кочевника.
С настройкой характеристик все немного сложнее: я ненавижу этот этап в RPG, потому что всегда жалко жертвовать какими-то параметрами. Поэтому сначала машинально раскидал очки умений примерно поровну между силой, реакцией, интеллектом, техникой и хладнокровием. Потом все же пожертвовал техникой, позволяющей легче вскрывать двери, чтобы усилить реакцию — она нужна для использования «клинков богомола» (я не знал, что это, но звучало очень круто — так и вышло).
Как Ви копалась в мусоре
В самом начале игры, еще до первого найденного дилдо, Ви оказывается в гараже — и почти сразу садится в машину и уезжает. По крайней мере, так должно быть по сюжету. Но на деле у меня немедленно включились инстинкты, знакомые тем, кто хоть немного играл в ролевые игры: надо обязательно обыскать все углы и собрать весь мусор. Именно этим я занялся — и продолжил заниматься в любой локации, в которой оказывался.
Конечно, довольно быстро рюкзак Ви переполняется — у нее есть ограничение на суммарный вес всех предметов. Но лишние предметы можно не только продать в ближайшем почтовом автомате, но и разобрать на составляющие, чтобы потом использовать компоненты для улучшения оружия или создания нового. Механика создания предметов сделана максимально приятно: Ви не нужен верстак или какие-то инструменты, чтобы улучшить оружие, а самые простые стволы можно вытачивать и совершенствовать сразу, без длительной прокачки.
Другое следствие ролевых инстинктов: собрав лут с полок и трупов, ты тут же стараешься переодеться в броню с характеристиками получше. В итоге у меня Ви, и так-то получившаяся совсем условно похожей на Тринити, пол-игры проходила в дурацких панамах, шляпах и кепках с надписью «Сука» — потому что безопасность важнее стиля.
Оружие тоже приходится регулярно менять: как бы я ни старался прокачивать полюбившуюся мне винтовку, очень скоро с очередного трупа выпадала гораздо более мощная версия. При этом инвентарь устроен довольно хаотично: в нем сложно отсортировать пушки так, чтобы было понятно, какие точно можно разобрать на кусочки, а какие оставить.
Еще одна хаотичная (на этот раз, подозреваю, намеренно) часть игры — это прокачка навыков. Внутри каждой из пяти характеристик скрывается еще по 2–3 вкладки с деревьями специальных навыков. Одна вкладка по-разному влияет на стрельбу из пистолетов, другая — на урон от клинков, а третья — на ваши хакерские способности. Многие из навыков тут либо пассивны, либо лишь на несколько процентов повышают урон или другую характеристику, поэтому Ви у меня получилась обученной всему и ничему одновременно.
Похожая история поначалу будет с киберимплантами, которые можно вживлять в разные органы Ви — от ног и рук до кожи и лба. Спустя 20 часов игры героиня оказалась снабжена всего четырьмя имплантами, причем на «клинки богомола» я долго копил евродоллары, местную валюту, и очки репутации. В теории Ви может обойтись и без имплантов вовсе, это не такая важная составляющая игры, как в той же Deus Ex. Но с убийственно опасными руками или самонаводящимся оружием, конечно, веселее.
Наконец, в Cyberpunk 2077 есть две механики, о которых можно сказать в лучшем случае «неоднозначные». Одна — езда на автомобилях. Другая — брейндансы.
С ездой ситуация следующая: водить в Cyberpunk 2077 поначалу очень сложно. Выехав из гаража в самом начале игры, я немедленно врезался в забор, сбил пешехода и, петляя, уехал прочь. Для контекста: проехаться по городу на машине, не врезавшись никуда и не сбив никого, так же сложно, как в GTA V (то есть очень сложно). Отдельно приходится учиться тормозить: на ручнике машина или мотоцикл просто начинают скользить вокруг своей оси, как по маслу.
К счастью, есть два смягчающих обстоятельства. Первое: со временем вы научитесь водить и даже начнете получать удовольствие от езды — вокруг очень красиво. Второе: во многих сюжетных миссиях, требующих перемещения по городу или Пустоши, Ви едет на пассажирском кресле. Машина при этом откровенно едет по невидимым рельсам, но меня это мало тревожило: зато так проще концентрироваться на диалогах с напарником, да и оставляет геймдизайнерам пространство для экшен-сцен. Вас могут попросить или просто выглянуть из окна и пострелять по дронам, или отбиться от страшного киборга с «клинками богомола», или сделать еще что-то.
Теперь к брейндансам. Это местное средство разведки, расследования преступлений и получения удовольствий — фактически запись всего, что видел, слышал и чувствовал человек, которую можно «проиграть» в мозгу Ви. При этом вы можете перематывать запись, осматривать и анализировать окружающие предметы и звуки.
Это очень интересная механика, с которой вас долго знакомят в начале игры, затем тут же дают опробовать в деле — и все. Следующие 15 часов я ни разу не столкнулся с возможностью проиграть брейнданс. Даже эротические брейндансы, которые я нашел в местном секс-шопе, оказались несовместимы с программным обеспечением Ви.
Как мир (не) изменился за 57 лет
Про основной сюжет игры мы в этом материале рассказывать не будем, чтобы не спойлерить. Но проговорим главное: сюжет — это лучший компонент Cyberpunk 2077.
Первые 10 часов игры вас ведут по череде приключений, перестрелок и драматичных сцен, а затем знакомят с Джонни Сильверхендом и наконец выпускают в открытый мир.
К этому моменту выясняется, что мир проработан так хорошо, что ужасно интересно задавать все дополнительные вопросы в диалогах, читать найденные записки и копаться в чужих имейлах. В почте, например, много уморительного спама об увеличении члена и нелепых угроз от кибермошенников — с 2020 года мало что изменилось.
А еще в игре выясняется, что Джонни Сильверхенд — довольно отвратительная личность, которая видит в Ви не напарника, а то ли врага, то ли свою марионетку. Если вы собирались играть в Cyberpunk 2077 ради Киану Ривза, подумайте дважды: возможно, вы так проникнетесь презрением к его персонажу, что больше не сможете пересматривать «Матрицу». Ситуацию ухудшает сложное взаимоотношение Ви с Джонни: он постепенно захватывает мозг главной героини, поэтому любое проявление симпатии к нему можно воспринимать как его собственную уловку.
К счастью, в мире игры много других, более приятных персонажей. С ними Ви будет вести дела и ходить на перестрелки. С некоторыми она попытается переспать. С некоторыми успешно. Пол персонажей и самой (или самого) Ви, как можно догадаться, тут особой роли не играет.
В 2077 году технологии разовьются настолько, что интересно общаться будет не только с людьми, но и с машинами: одна из самых запоминающихся побочных миссий связана со взбесившимися автомобилями из таксопарка, управляемого искусственным интеллектом. Каждое такое авто вдруг обрело свою уникальную личность, и Ви предстоит вернуть их к хозяину. С кем-то придется быть понежнее, с кем-то — поговорить о проблемах отцов и детей, а кому-то натурально настучать по капоту.
Сторонних квестов в какой-то момент становится ужасно много: раз в пару минут вам звонит очередной фиксер с работой, предложением встретиться или возможностью купить новый автомобиль. Сначала от количества задач голова кругом, но потом оказывается, что они отлично помогают оживить Найт-Сити и Пустоши. Ви просто пытается добежать до ближайшего узла местной телепорт-системы или доехать до задания в другом районе города, но в процессе успевает влезть в пару перестрелок с бандитами (за их убийство ей платит полиция), отоварить киберпсиха «Встаниславом Шишкиным» и выполнить задание по угону автомобиля с кожаными куртками.
Как прекрасны лужи в Найт-Сити
Настало время поговорить про то, как выглядит Cyberpunk 2077. Если коротко — нормально. Не «плохо», но и не «потрясающе». Она выглядит нормально. Даже хорошо.
Мне удалось поиграть в Cyberpunk 2077 на компьютерах с двумя разными видеокартами. Сначала — с Nvidia GTX 1070. Это уровень чуть выше, чем нужен для «рекомендованных» графических настроек. Затем — с Nvidia RTX 3070. Это уже «рекомендованные» с включенным рейтрейсингом, который требует огромных вычислительных ресурсов.
В первом случае игра выглядела ровно так, чтобы игрок просто не обращал внимания на графику: в глаза не бросались какие-то страшные визуальные артефакты, но и челюсть не отвисала от буйства красок, взрывов и частиц на экране. Единственное, что определенно бросается в глаза, — то, как сильно бликуют вообще все источники света. И неясно до конца, то ли это баг, который еще исправят, то ли намеренный визуальный ход (кажется, что скорее второе).
Когда в настройках включаешь рейтрейсинг, игра начинает честно отрисовывать сложные детали — отражения в блестящих предметах, рассеянный свет и глубокие тени. Это и правда улучшает картинку, особенно когда вы едете по залитому дождем ночному Найт-Сити или гуляете по японскому кварталу со множеством неоновых вывесок. Но тут, во-первых, надо знать, куда смотреть, — например, обращать внимание, что в луже действительно отражается Ви, а не ее размытая тень. А во-вторых, визуально это все равно не сильно меняет Cyberpunk 2077: если у вас нет видеокарты Nvidia с поддержкой рейтрейсинга (а на видеокартах AMD игра технологию пока не поддерживает), вы все еще можете спокойно пройти кампанию и позже уже вернуться к Найт-Сити с красивыми отражениями.
Увы или не увы, но Cyberpunk 2077 не выглядит как пришелец из будущего, который едва запустится на современном компьютере, зато покажет невероятную графику. Напротив, это заслуженный ветеран с графикой, которая (за исключением рейтрейсинга) была широко доступна и год назад, — но которая достойно смотрится и сегодня.
Как все матерятся: персонажи, игроки и разработчики
Если вы еще не догадались, это игра не для детей: в ней слишком много обнаженки, секса и насилия. А еще все персонажи с удовольствием матерятся.
Все диалоги в игре озвучены и более того — озвучка переведена на несколько языков, включая русский. Правда, если это не сильно помешает вашему погружению в мир Cyberpunk 2077, я бы все же посоветовал оставить озвучку на английском языке: там интонации переданы намного достовернее. И к тому же есть возможность услышать голос самого Киану Ривза. То есть Джонни Сильверхенда.
Если вы плохо воспринимаете английский на слух, можно просто включить русские субтитры и интерфейс: диалоги, разговоры случайных прохожих и прочие тексты в игре переведены очень качественно.
Кроме персонажей, вероятно, будут материться игроки — от ошибок, которые они будут встречать по мере прохождения. В предрелизной версии было много недоработок, от дергающихся анимаций персонажей и незакрывающихся миссий до оружия, иногда остающегося висеть в воздухе. Многие из багов, которые мне попались на глаза, разработчики обещают исправить к релизу. Но давайте смотреть правде в глаза: Cyberpunk 2077 — это огромный мир, и геймеры наверняка найдут еще не одну ошибку, а разработчики, вероятно, будут сжав зубы работать всю зиму над их исправлением.
Единственное, что успокаивает: ни одна из найденных мной ошибок не мешала прохождению игры. Она не вылетала, не зависала и не опустошала рюкзак в неожиданном месте. Баги игры можно воспринимать как часть погружения в мир Найт-Сити: вы смотрите на него своими кибернетическими глазами, и кто знает, что за вирусы мешают их работе?
Берем?
Берем. Неважно, на какой платформе и достаточно ли у вас мощный компьютер. Повторимся еще раз: главное в Cyberpunk 2077 — история и атмосфера, в которой ее рассказывают. Они заслуживают вашего внимания.
Осторожно, тут нецензурная лексика
Обновлено: заголовок и лид материала обновлены после релиза игры.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!