Перейти к материалам
истории

Премьеру мультфильма «Тролли. Мировой тур» перенесли в интернет из-за пандемии Теперь так будет со всеми фильмами? И даже с «Черной вдовой»? Нет, все немного сложнее

Источник: Meduza
Universal Picture

Компания Universal перенесла премьеру мультфильма «Тролли. Мировой тур» из кинотеатров в интернет — это беспрецедентное решение для киноиндустрии, которое было принято в условиях пандемии, может серьезно повлиять на рынок. Раньше появятся в интернете и «Джентльмены» Гая Ричи, и «Хищные птицы» с Марго Робби. Однако аналитики сходятся в том, что блокбастеров эти изменения не коснутся — и прокат «Черной вдовы» или «Мулан» будут переносить до последнего. «Медуза» объясняет, стоит ли ждать громких премьер онлайн в условиях пандемии.

16 марта кинокомпания Universal объявила, что премьера мультфильма «Тролли. Мировой тур», которая должна была состояться 10 апреля в США, переносится в онлайн — в кинотеатрах мультфильм показывать не будут. Кроме того в интернете легально появятся и другие фильмы студии, которые идут в кинотеатрах прямо сейчас: с 20 марта будут доступны хорроры «Человек-невидимка» и «Охота», а также экранизация романа Джейн Остин «Эмма». Картины можно будет арендовать «в широком кругу сервисов» на 48 часов примерно за 20 долларов — как в США, так и в других странах.

«Вместо того, чтобы откладывать выход этих фильмов или выпускать их в неблагоприятной обстановке, мы решили предоставить людям возможность смотреть их дома, — сказано в официальном заявлении NBCUniversal. — Мы надеемся и верим, что люди по-прежнему будут ходить в кинотеатры там, где это все еще возможно. Но мы понимаем, что для людей в разных уголках мира это становится все сложнее».

Вслед за Universal о раннем выпуске фильмов онлайн заявили студии Warner Bros. Pictures — она выпустит фильм «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», и STX Entertainment — она предложит посмотреть «Джентльменов» Гая Ричи.

Причины, по которым киностудии поступают так, связаны не только с заботой о зрителях. Кассовые сборы прошлых выходных в Северной Америке впервые за 20 лет упали так низко — они составили 55,3 миллиона долларов; в последний раз похожая ситуация была на выходных 15–17 сентября 2000 года (тогда бокс-офис составил 54,5 миллиона). Сейчас это случилось из-за множества факторов: кинотеатры либо закрываются, либо ограничивают количество продаваемых билетов — вполовину сократили их число крупные американские сети AMC и Regal. Кроме того, многие громкие весенние премьеры перенесены на осень, из-за чего кинотеатрам попросту нечего показывать: среди них «Не время умирать», «Мулан», «Тихое место — 2», «Форсаж-9», «Черная вдова».

В мире ситуация не лучше — к 15 марта все кинотеатры были закрыты в 32 странах, включая Китай, Италию, Францию. В такой ситуации перенос премьер в интернет-сервисы выглядит логичным решением, однако нельзя сказать, что оно коснется всех новых фильмов. Во-первых, это большой удар по кинотеатрам, а значит — серьезный повод для конфликта между кинокомпаниями и площадками. Эта тема поднималась не раз и всегда заканчивалась в пользу кинотеатров: например, в 2011 году компания Universal попыталась предложить зрителям арендовать фильм с Эдди Мерфи и Беном Стиллером «Как украсть небоскреб» за 60 долларов. Однако площадки объявили студии бойкот, и решение было отменено.

ТРОЛЛИ. МИРОВОЙ ТУР | Трейлер 1 | В кино с 19 марта
Universal Pictures Russia

Во-вторых, крупные блокбастеры в онлайне показывать невыгодно и самим компаниям. «Хищные птицы» при бюджете 100 миллионов долларов собрали в мировом прокате немногим больше — не самый удачный с точки зрения сборов фильм от раннего выхода в интернете не проиграет. С «Троллями» другая ситуация: в период, когда семейное посещение кинотеатра невозможно (а аренда фильма за 20 долларов явно дешевле, чем поход в кино всей семьей), выгоднее предложить этот продукт онлайн. Однако такие блокбастеры, как «Мулан» или «Черная вдова» с огромными бюджетами, в таких условиях не окупятся — и будут переноситься до последнего.

«Мы были бы рады сообщить вам, что за 30–40 долларов вы могли бы смотреть „Мулан“ или „Не время умирать“ сегодня вечером, не выходя из собственного дома. <…> Тем не менее мы считаем, что у студий практически нет выхода, кроме как откладывать крупные фильмы до тех пор, пока не откроются кинотеатры и жизнь не станет нормальной», — объясняет аналитик Рич Гринфилд. Эту теорию подтверждает и Forbes: по информации издания, значительная часть картин с большим бюджетом («Начало», «Шрек», «Стражи Галактики») собирает около 90% денег в США именно к концу шестой недели кинопроката.

По этой причине крупные студии и не спешат выкладывать контент на собственные сервисы — как, например, могли бы сделать с «Мулан», опубликовав ее на сверхпопулярном стриминге Disney+: деньги, которые студия может заработать на онлайн-подписках, все еще не могут сравниться с прибылью от проката в кинотеатрах.

Наталья Гредина