Перейти к материалам
Маргарита Сабашникова «Тайная вечеря» из собрания Архива Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария

Тайны, скитания, эзотерика Из чего состоит мистическое искусство начала XX века

Маргарита Сабашникова «Тайная вечеря» из собрания Архива Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария
Маргарита Сабашникова «Тайная вечеря» из собрания Архива Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Русское искусство начала ХХ века обычно ассоциируется с авангардом и именами Малевича, Кандинского, Татлина и других представителей течения. Но в то время в России активно развивалось и другое искусство — часто тайное и невидимое, связанное с мистицизмом и познанием мира «сверхчувственным» способом. Оно и представлено в Музее современного искусства «Гараж» на выставке «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». Рассказываем о самых заметных тайных сообществах того времени, участники которых создали культурное подполье.

Дореволюционный «мистический бульон» 

В России на рубеже XIX—XX веков распространились альтернативные формы интерпретации реальности. В Москве и Петербурге в то время активно действовали кружки спиритов и философов, масонские ложи, ордена мартинистов, группировки анархо-мистиков. По словам сокуратора выставки «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» Андрея Мизиано, во время первой половины XX века почти весь пласт интеллигентных людей был так или иначе связан с закрытыми кружками, то есть мистика была светским, почти салонным увлечением. «Интерес к мистике в начале прошлого века скорее похож на занятия йогой сегодня, — говорит Мизиано. — Это чаще всего не духовные путешествия длиною в жизнь, а увлечения культурных людей, способ сделать свою жизнь насыщеннее и найти единомышленников». 

Спиритизм

Что это: религиозно-философское течение, основанное на вере в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами ушедших

Когда был популярен в России: с 1850-х — в высшем свете, в 1870-е стал массовым увлечением

Кто придумал: сестры Фокс; в 1848 году они впервые общались с загробным миром — так утверждала американская пресса

Последователи в России: действительный статский советник Александр Аксаков, профессор зоологии Петербургского университета Николай Вагнер, химик Александр Бутлеров

Чем закончилось: в том или ином виде продолжает существовать до сих пор

Фотографии невыясненных предметов, пальцев, рук и лиц участников, сделанные в Московском кружке спиритов во время спиритических сеансов; поучение к спиритизму (молитвы и другие материалы о том, как должно заниматься спиритизмом); анкета для журнала «Ребус». Конец XIX — начало XX века. Собрание Российской государственной библиотеки
Иван Ерофеев / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Еще с середины XIX века в России активно практиковали общение с духами умерших. Желающие собирались на спиритические сеансы с медиумом и вызывали духов с помощью столоверчения, автоматического (бессознательного) письма и рисования, а также разговоров в состоянии транса. Участники сеанса садились за круглый стол, приглушали в комнате свет, призывали духов и якобы наблюдали «манифестации»: слышали звуки, видели вспышки света и перемещающиеся предметы, чувствовали вибрации.

Кристалл кварца морион, принадлежавший Александру Котсу. Начало — середина XX века. Собрание Государственного Дарвиновского музея, Москва
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Главными адептами спиритизма в России были именитые ученые-естественники — химик Александр Бутлеров и профессор зоологии Петербургского университета Николай Вагнер. Последний вместе с действительным статским советником Александром Аксаковым организовал в Петербурге тематический кружок по исследованию «медиумических явлений». Убедительными доказательствами существования загробного мира адепты спиритизма считали фото «призраков» (обычно сделанные с помощью длинной выдержки) или парафиновые отливки, снятые с эктоплазмических фигур. Для их получения руки медиума погружали в ванночку, наполненную расплавленным воском. Результаты экспериментов публиковались в прессе и вызывали жаркие споры в обществе.

Антропософия

Что это: философская система, исследующая духовность через науку

Когда была популярна в России: 1913–1931 годы

Кто придумал: Рудольф Штайнер — австрийский доктор философии, педагог и социальный реформатор

Последователи в России: Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Сабашникова (Волошина). Среди слушателей лекций Штайнера также были Василий Кандинский, Михаил Чехов и Юлиан Щуцкий

Чем закончилось: была уничтожена к началу 1930-х

Модель, фрагменты и фотографии первого Гетеанума (на переднем плане) из собраний Архива Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария и Государственного Дарвиновского музея, Москва. Маргарита Сабашникова «Тайная вечеря» (на заднем плане) из собрания Архива Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

С 1913 года в России стало популярно антропософское учение Рудольфа Штайнера. Философ и исследователь Гете, он искал способы более глубокого понимания Вселенной, не ограничиваясь только научными данными, но и используя духовные практики. Идеи Штайнера касались одновременно педагогики, медицины, экономики, искусствоведения и даже биодинамического сельского хозяйства — например, он задумался о создании органической пищи и косметики.  

Воплощением идей Штайнера был названный в честь Гете храм Гетеанум. Над строительством работали художники и литераторы со всей Европы. Например, Андрей Белый вырезал колонны и архитравы, Ася Тургенева расписывала стекла, а Маргарита Сабашникова (Волошина) занималась резьбой по дереву. 

Андрей Белый. Рисунки-медитации. 1913-1914. Архив Рудольфа Штайнера, Дорнах, Швейцария
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Интересовался Штайнер и искусством танца. В 1908 году он задумался о том, чтобы переложить фрагменты Евангелия на язык тела. Это привело к созданию эвритмии — искусства, соединяющего танец с поэтической речью или музыкой. При этом если классический балет строится на заранее задуманных позах, которые определенным образом ложатся на музыку, то эвритмические движения передавали конкретные звуки — в их основе был «одушевленный видимый язык». 

Мирела Фалдей. Набор эвритмических фигур Рудольфа Штайнера и Эдит Марион. Реплика. 2019 год. Березовая фанера
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Общество антропософов в России просуществовало до начала 1930-х годов. Еще в середине 1920-х на его участников начались гонения, а в 1922 году оно было запрещено. Опасаясь ареста, многие последователи Штайнера начали самостоятельно уничтожать любые свидетельства причастности к его учению. К 1931 году почти все представители антропософского сообщества, оставшиеся в России, были арестованы.

Мартинизм

Что это: направление мистического и эзотерического христианства

Когда было популярно в России: 1890-е — 1926 годы

Кто придумал: традиции мартинистов во Франции возродили Огюст Шабосо и Жерар Папюс

Последователи: актриса Дарья Мусина-Пушкина, граф Валериан Муравьев-Амурский, граф Чеслав Чинский, барон Григорий Мебес, комендант Народного банка Борис Астромов

Чем закончилось: в 1926 году Астромов и еще 21 участник ложи, к которой он принадлежал, были арестованы; Мебес, его жена и другие участники отправлены в Соловецкий лагерь

Среди тайных организаций начала ХХ века были посвятительные сообщества мартинистов — их движение выросло из масонства и заимствовало из его практик. Члены ордена изучали законы тонких миров и общались с потусторонними силами. К 1916 году Мартинистский орден насчитывал 160 лож в разных странах, в том числе и в России, где в нем участвовали дворяне и представители творческой интеллигенции. 

Например, верховным делегатом российского ордена была артистка Императорских театров Дарья Мусина-Пушкина, послужившая прообразом одной из трех сестер для пьесы Чехова. Позже на пост высшего делегата был назначен «гипнотизер и хиромант» граф Чеслав Чинский. Он и его соратники публиковали пропагандистские брошюры об «оккультных науках» и пытались легализовать Орден мартинистов в России. 

Подвеска от хоругви, эмблемы лож «Пылающий лев» и «Дельфин» из коллекции Бориса Астромова, запон и фотографии убранства ложи «Астрея», 1923–1924 годы. Собрание Государственного музея истории религии
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Первую мартинистскую ложу — Святого Аполлония Тианского — в Петербурге открыл барон Григорий Мебес, автор лекционного «Курса энциклопедии оккультизма». Посвященные развивали в себе сознательное отношение к жизни: занимались самоанализом, исследовали разные аспекты природы человека, для чего изучали астрологию, хиромантию и другие оккультные практики.

Генеральным секретарем ордена Мебеса был Борис Астромов, но из-за расхождения во взглядах с бароном в середине 1920-х он добровольно передал список участников ложи в ГПУ, попросив взамен право эмигрировать. Вместо этого, как и остальные члены общества, он был арестован и провел много лет в лагерях. Барон Мебес, как и его жена, был сослан и умер в Сыктывкаре в 1930 или 1934 году.

«Четвертый путь»  

Что это: практика духовного развития

Когда была популярна в России: 1910-е

Кто придумал: мистик и духовный учитель Георгий Гурджиев

Последователи: Памела Трэверс, автор книг о Мэри Поппинс, Фома Гартман, Петр Успенский

Чем закончилось: существует до сих пор

Учение о «Четвертом пути» — это система саморазвития, разработанная мистиком и духовным учителем Георгием Гурджиевым во время странствий по Кавказу, Центральной Азии, Персии и Гималаям. Он занимался исследованиями местных религий — восточного христианства, буддизма, суфизма, — и в итоге его система вобрала понемногу от каждой. 

Жанна-де Cальцманн. Танцы женщин. 1951, 1961, 1971. Фрагменты. Предоставлено Международной ассоциацией Фондов Гурджиева
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Сама идея «Четвертого пути» была в том, что все люди постоянно пребывают во сне — даже когда бодрствуют; их головы постоянно заняты мыслями о прошлом или о будущем, поэтому они не живут нынешним моментом. А те, кто хочет «пробудиться», должны развивать ум, тело, дух и эмоции. Отсюда у Гурджиева появился интерес к групповым танцам — он называл их медитацией с открытыми глазами, пробуждающей дух. В основе танца лежит текст — и каждый жест и движение танца отсылает к священной истине или откровению, почерпнутому мистиком во время путешествий. Важную роль играла и музыка, объединяющая смыслы, — ее Гурджиев сочинил вместе с композитором Фомой Гартманом.

После революции Гурджиев эмигрировал и осел во Франции, где приобрел учеников среди местной творческой интеллигенции. Он показывал сакральные танцы в Париже и в Америке, писал книги и музыку и был наставником писателей и поэтов — в том числе Памелы Трэверс, автора цикла о Мэри Поппинс. Мистик умер в 1949 году, но его учение практикуется до сих пор.

Советский период: репрессии и бегство на Восток

С приходом к власти большевиков участники религиозных и мистических движений оказались под угрозой ареста и расстрела. С 1920-х годов государство вело планомерную борьбу и с традиционными религиями — православием, иудаизмом, исламом, — и с более узкими практиками вроде оккультизма. Их приверженцы были арестованы и сосланы (как участники мартинистской ложи) или вообще расстреляны. Но даже в этот период в стране продолжали возникать творческие и философские течения, которые продолжали мистическую традицию. 

С 1920-х годов все больше творческих людей начинают интересоваться Востоком. Художники ищут новые духовные и культурные ориентиры для творчества, и Азия — в первую очередь Узбекистан и Казахстан — становится для них магическим пространством и источником вдохновения.

Скульптуры Исаака Иткинда. Из собраний Русского музея и Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алма-Ата
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Так, в 1935 году из-за преследований НКВД в Алма-Ату переезжает авангардист Сергей Калмыков. Он устраивается в открывшийся Музыкальный театр Алма-Аты декоратором и параллельно развивает свой оригинальный «фантастический экспрессионизм». Всемирно известный скульптор Исаак Иткинд бежит в Казахстан в 1938 году из ссылки в Сибирь, куда он был отправлен за подозрения в шпионаже. Художник живет в лесной землянке, вырезает скульптуры из старых пней и среди местных считается стариком-колдуном. Лишь в 1956 году с него снимают статус «врага народа» и он становится художником алма-атинского театра, где днем рисует декорации, а по ночам продолжает вырезать деревянные скульптуры. 

«Прерафаэлиты Самарканда»

Алексей Исупов. «Мать и дети», «Продавец фарфора», «Старший брат (Три лица. Узбеки)», 1921. Собрание Вятского художественного музея им. В.М. и А. М. Васнецовых, Киров
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Что это: кружок художников, искавших вдохновение на Востоке

Когда существовал: первая половина 1920-х

Участники: Даниил Степанов, Алексей Исупов, Усто Мумин и др.

Чем закончилось: в середине 1920-х часть художников покинула страну, а другая оказалась в лагерях

В начале 1920-х годов власть постановила восстановить самаркандские средневековые памятники, в Узбекистан отправилась небольшая группа художников, которую позже окрестили «прерафаэлитами Самарканда». Даниил Степанов, Александр Николаев (Усто Мумин), Алексей Исупов и другие живописцы связывали воедино достижения итальянского Ренессанса, технику персидской миниатюры, русскую икону и ряд традиционных мусульманских сюжетов.

Даниил Степанов. Молитва. Самарканд. 1925. Частное собрание KAL, Кувейт
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Они изображали бытовые сценки и портреты окружающих, но, кроме этого, у «прерафаэлитов Самарканда» были и менее традиционные сюжеты. Например, художник Александр Николаев, который в Узбекистане принял ислам и взял имя Усто Мумин, часто писал бача-бази — мальчиков-танцовщиков, которые зачастую плясали в женской одежде и ассоциировались с эротическими практиками. 

Для советского Востока «прерафаэлиты Самарканда» тоже оказались слишком самобытными и потому просуществовали недолго. Исупов и Степанов из-за идеологического давления переехали в Италию (там Степанов даже сумел принять участие в Венецианской биеннале 1926 года), а Усто Мумин оказался в лагерях и вышел оттуда лишь в конце 1940-х.

«Амаравелла» 

Работы группы «Амаравелла» из собраний Дмитрия Поспелова и Музея Органической Культуры, Коломна 
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Что это: группа фантазийных художников-интуистов

Когда существовала: 1923–1928 годы

Участники: Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан, Сергей Шиголев, Борис Смирнов-Русецкий, Виктор Черноволенко

Чем закончилось: уничтожено

Еще одним ярким, но до сих пор малоизвестным объединением «мистиков с Востока» стала группа «Амаравелла». Коллектив художников-интуистов (еще они называли себя космистами) складывался стихийно — в него вошли эзотеристка Вера Пшесецкая, Александр Сардан, Борис Смирнов-Русецкий, Петр Фатеев и другие. Все они вдохновлялись внеземными и мистическими явлениями, а само название «Амаравелла», по словам Сардана, соответствует «понятиям „пространство“, „океан“ или „излучение“, „расширение“ и связывается с энергией творческого характера». 

Работы Александра Сардана и Бориса Смирнова-Русецкого из собрания Музея Органической Культуры, Коломна
Алексей Народицкий / Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» / Музей современного искусства «Гараж»

Участники группы были почитателями Кандинского, Рериха, Белого и теософов. Их же идеи легли в основу манифеста «Амаравеллы», в котором, например, говорилось, что произведение искусства должно говорить само за себя, а задача творчества — раскрытие различных аспектов космоса — «в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира».  

Большого признания художники не получили, и последняя их выставка состоялась в 1929 году. Судьба членов объединения сложилась трагически: в 1930 году были арестованы Пшесецкая и Сардан, другие художники были вынуждены заняться производственной деятельностью и бросить живопись. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 году. Лидер группы, Петр Фатеев, смог избежать преследования, но жил очень замкнуто и свои работы не демонстрировал. Его первая полноценная выставка прошла уже посмертно.

Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» открыта в Музее «Гараж» до 10 мая. На ней можно увидеть больше 150 произведений искусства, артефактов и архивных свидетельств, которые рассказывают об авторских практиках людей, состоявших в тайных обществах или разрабатывавших индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Кстати, ее название — фраза из стихотворения Андрея Белого, посвященного историку Сергею Соловьеву. У выставки есть и перформативная часть — например, выступления эвритмистки Мартье Брандсма и перформансы анонимной платформы «ВАСЯБЕГИ», отсылающие к теории «Четвертого пути». Для того чтобы лучше понять произведения художников и свидетельства их современников, в «Гараже» для зрителей проводят экскурсии. Присоединиться к групповому туру или заказать индивидуальный можно здесь.