Перейти к материалам
истории

Умерла Галина Волчек, художественный руководитель «Современника». Она была главной женщиной-режиссером в русском театре

Источник: Meduza

26 декабря умерла художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет. Волчек — один из основателей «Современника», его главный режиссер с 1972 года и худрук с 1989-го. По просьбе «Медузы» бессменную руководительницу московского театра и режиссера-легенду вспоминает театральный продюсер Евгения Шерменева.

Когда говорят об актерах, вспоминают их роли. Галина Волчек — в первую очередь, актриса, которая выбрала роль режиссера и руководителя.

Волчек на экране — это Регана, жесткая и сильная, в фильме Григория Козинцева «Король Лир». Ей было тогда 37 лет, и съемки фильма совпали с уходом из «Современника» его основателя и главного режиссера Олега Ефремова, с растерянностью труппы, вполне еще молодой, — как жить дальше и кто возьмется руководить театром.

Волчек была рядом с Ефремовым с самого начала, они вместе ставили спектакли. В 29 лет она поставила сама свой первый, нежный и щемящий спектакль «Двое на качелях» — американскую пьесу о любви, причем поставила в театре, где ценились современные пьесы, общественный резонанс, социальная ответственность за выбор спектаклей. Потом случилась «Обыкновенная история», спектакль по Гончарову в инсценировке Виктора Розова: Волчек было 33 и она стала знаменитой, лауреатом премий и наград, в том числе Государственной премии СССР. И вот — основатель уходит во МХАТ, труппа — блистательная, сплоченная, самая знаменитая в Москве — остается брошенной. Ефремов зовет всех с собой, предлагая влить «Современник» в МХАТ, но как предать своих зрителей, свою историю, которой уже 15 лет, свое здание на Маяковке? 

Театр решает оставаться и работать, и одним из тех, кто берет на себя руководство (Олег Табаков был первым директором театра в этот новый для него период), становится Галина Волчек. 

Она выросла в семье, где знали, что такое актерский труд. Она училась в Школе-студии МХАТ среди таких же одержимых новым временем и новыми идеями, она создавала театр «Современник» вместе с друзьями и однокурсниками, она строила свою семью, которая была частью театра, не было почти личной жизни, все было посвящено одному — театру. «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» — трилогия «Современника», которая была поставлена Ефремовым вместе с Волчек. Такими они были и сами. 

Начало 1970-х, Волчек еще нет сорока. Она руководит легендарным театром, которому предстоит переезд на Чистые пруды, в неизвестность, в здание бывшего кинотеатра, которое надо обживать и приучать к нему зрителей. Волчек — единственная женщина на руководящей должности в театральном мире. В труппу приходят новые режиссеры — Валерий Фокин и Иосиф Райхельгауз, начинают сверкать новые имена. Валентин Гафт, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Константин Райкин, Авангард Леонтьев, Юрий Богатырев. Галина Волчек создает новую легенду — «Современник» 1970-х. И это уже только ее заслуга.

На исходе 1970-х «Современник» дает старт новой студии — актеры театра работают с детьми во Дворце пионеров на Чистых прудах. Студия переезжает в подвал на Чаплыгина, через два проходных двора от театра, — и спектакли там ставят Валерий Фокин и Константин Райкин. Начинается новая жизнь в Театре-студии Табакова. 

Волчек почти не играет как актриса в «Современнике», только небольшие роли, слишком много сил отдает делам в театре. Но Валерий Фокин ставит для нее спектакль — «Кто боится Вирджинию Вульф». Это уникальная возможность увидеть Волчек на сцене «Современника», спектакль держится в репертуаре долго. Незабываемы и несколько ее ролей на телевидении. Телефильм «Про Красную шапочку» (1977), где она сыграла Волчицу. Вот прямо так, не скрывая, — главу стаи, какой она и была в жизни. А потом — отчаянно одинокую женщину Варвару в «Осеннем марафоне» (1979). Две стороны одной жизни.

1980-е, Волчек открывает новую драматургию. В «Современнике» ставят спектакли по пьесам Владимира Гуркина, Людмилы Петрушевской и Николая Коляды. В театре работает Роман Виктюк, который еще не собрал свою труппу и не создал свой театр. Галина Волчек пускает в «Современник» выпускников курса Школы-студии МХАТ во главе с Михаилом Ефремовым — и «Современник-2» переворачивает театральное пространство на Чистых прудах новыми спектаклями, бесшабашной свободой и открытостью.

Галина Волчек и актер Валентин Гафт во время репетиции. 20 декабря 1983 года
Владимир Яцин / ТАСС

А сама Волчек ищет ответы у Чехова («Вишневый сад», «Три сестры» — два текста о попытках сохранить свой дом, свою семью, свой привычный мир.). И ставит свой самый важный спектакль переломного периода — «Крутой маршрут» по роману Евгении Гинзбург. Про женские лагеря сталинских репрессий. Спектакль стал первым сценическим высказыванием про открывавшиеся в конце 80-х архивные материалы о сталинских репрессиях. 

1990-е — испытание для театра, и Галина Волчек снова своей волей его спасает. Она убеждает власть и бизнес в необходимости поддерживать «Современник». Театр с полным репертуаром и большим коллективом держится на ее силе, на ее отношениях с президентами и премьерами, с владельцами банков и заводов. Она ставит интересы своего театра выше других приоритетов. К ней на премьеру приходят все — из разных кланов и партий, из газет и издательств, из нефтяных компаний и министерств. Ее уважают и ценят все президенты России. Она собирает вокруг себя, а значит и своего театра, всех самых сильных и влиятельных людей. Она разрешает представителям власти приходить, а не ищет у них защиты. Она сумела именно так выстроить отношения со всей системой управления в стране. Вероятно, единственная, кто смог это сделать. 

Волчек в «Современнике» — это история женщин и про женщин. Татьяна Лаврова и Марина Неелова, Лия Ахеджакова и Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова и Нина Дорошина, Елена Яковлева и Елена Коренева. Спектакли, в которых женщина — в центре повествования. Где еще такой театр на земле? Волчек умеет ценить людей и сама ценит верность и честность в работе. Для Волчек театр — это сама жизнь, поэтому с ней непросто тем, у кого к нему другое отношение. Волчек доверяет людям, которые работают в ее театре, умеет отстранить свой вкус и смотреть как зритель спектакли, которые ей трудно принять сразу. У нее только один критерий — на сцене должен быть театр, актеры, которых она любит беззаветно. 

Новый век Галина Волчек открыла самым романтичным спектаклем — «Три товарища», которые стали новой визитной карточкой «Современника». Она пригласила режиссера Римаса Туминаса и он сделал один из самых сильных своих спектаклей «Играем… Шиллера!» — о женщинах во власти и в стремлении к власти — для двух актрис ее театра, Марины Нееловой и Елены Яковлевой. Она пригласила режиссера Нину Чусову и зажгла звезду Чулпан Хаматовой. Она пригласила Кирилла Серебренникова, и тот поставил спектакли для Нееловой и Хаматовой.  

Последние годы дались Волчек очень трудно. 

Начали уходить те, с кем она начинала свой театр, с кем строила его все эти годы на Чистых прудах.

Она собрала силы и средства и построила другую сцену — современную, сцену-трансформер, но старое здание требовало реконструкции, и Волчек пришлось уводить театр в огромный неподъемный ремонт. Ремонт потянул за собой переезд во Дворец на Яузе и работу в неудобном и непривычном месте.

Она все же вернулась к себе домой, в свой очень московский театр с длинными связями и долгими традициями. Верностью людям, даже на самых небольших должностях. Она открыла сезон на Чистых прудах, заявила о планах и перспективах. И ушла совсем от нас под Новый год, в яркой сияющей огнями Москве.

Евгения Шерменева