Перейти к материалам
Фрагмент фрески Виктора Арнаутова на стене школы имени Джорджа Вашингтона в Сан-Франциско
истории

В Сан-Франциско закрасят фрески советского художника с изображением рабов Джорджа Вашингтона. Против выступили сотни писателей и профессоров

Источник: Meduza
Фрагмент фрески Виктора Арнаутова на стене школы имени Джорджа Вашингтона в Сан-Франциско
Фрагмент фрески Виктора Арнаутова на стене школы имени Джорджа Вашингтона в Сан-Франциско
Russian Community Council of the USA

В конце июня 2019 года городской совет по образованию Сан-Франциско решил скрыть фрески на стенах местной школы имени Джорджа Вашингтона. Этого десятилетиями добивались защитники прав меньшинств: Вашингтон на фресках изображен вместе с его темнокожими рабами, а также рядом с убитым колонизаторами индейцем. Совет одобрил выделение денег на уничтожение изображений: по разным оценкам, затраты городского бюджета составят от 600 до 850 тысяч долларов. По данным газеты San Francisco Chronicle, фрески просто закрасят.

Фрески написал художник Виктор Арнаутов

Цикл фресок, описывающих жизнь американского президента, в 1930-х годах написал русский художник Виктор Арнаутов. Он приехал в Сан-Франциско в 1925 году на учебу в местный Институт искусств — крупную и уважаемую в США арт-школу. Когда у художника закончилась американская виза, он перебрался в Мексику. Там его учителем стал Диего Ривера — один из самых известных живописцев в мексиканской истории. Позже Арнаутов вернулся в США. Он оформлял в Сан-Франциско станции метро, большие здания, больницы и различные мемориалы. В 1938 году его пригласили на должность профессора Стэнфордского университета, где он проработал около двух десятилетий. В 1963 году Арнаутов, который все это время оставался убежденным коммунистом, вернулся в СССР.

Цикл фресок под названием «Жизнь Джорджа Вашингтона» на стенах школы в Сан-Франциско Арнаутов создал в 1930-х годах. Оплатило их специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом в рамках Нового курса. Агентство отправляло безработных на общественно значимые работы — строить стадионы и аэродромы, прокладывать дороги, возводить дамбы. Помимо прочего, оплачивалась и работа художников, которые украшали общественные здания.

Всего Арнаутов написал в школе 13 фресок. На одной из них Джордж Вашингтон указывает на запад, стоя над трупом индейца. В верхнем правом углу другой фрески изображены сгорбленные рабы первого президента США, которые работают на его плантации Маунт-Вернон. Еще на одной фреске два африканца грузят тюки на корабль, а в окне видны четыре темнокожие женщины, собирающие хлопок.

Видео в защиту фресок, опубликованное Ассоциацией выпускников школы имени Джорджа Вашингтона
GWHS Alumni Assn SF CA

«История с точки зрения колонизаторов»

Когда фрески были закончены, критики высоко оценили работу Арнаутова, отмечает газета The New York Times. Однако к концу 1960-х годов начались протесты со стороны американских защитников прав меньшинств. Чтобы достичь компромисса, школа в 1974 году добавила к работам Арнаутова фрески афроамериканского художника Дьюи Крамплера. На них символически изображено «мультиэтническое наследие» США. Однако требования удалить или спрятать работы советского художника не прекратились.

Нынешнюю, успешную кампанию запустила активист движения за права индейцев Эми Андерсон, сын которой учится в школе имени Джорджа Вашингтона. Всякий раз, проходя мимо работ Арнаутова, ребенок опускал глаза, заявила правозащитница в комментарии The New York Times. По ее мнению, фрески отображают «американскую историю с точки зрения колонизаторов». Вирджиния Маршалл, президент Союза чернокожих преподавателей Сан-Франциско, добавила, что картины Арнаутова напоминают ей «прадеда и прабабушку, которых избивали и вешали на деревьях — и которым говорили, что они даже не люди». Фрески представляют историю «очень односторонне», заявил президент совета по образованию Сан-Франциско Стевон Кук. Изображенные на них сцены «оскорбительны для некоторых общин», добавил глава совета, который сам является афроамериканцем.

Не нужно «отбеливать» правду

Предложение спрятать или закрасить фрески вызвало критику еще на этапе обсуждения. Ассоциация выпускников школы имени Джорджа Вашингтона заявила, что фрески Арнаутова — это самое крупное и значительное произведение, созданное в городе в рамках программы Рузвельта. Советский художник использовал редкую технологию, объяснили выпускники: пигменты наносились непосредственно на мокрую штукатурку, чтобы картины стали неотъемлемой частью стен. «Фрески Арнаутова должны быть сохранены ради их художественной, исторической и образовательной ценности. Их закраска приведет к очередному „отбеливанию“ всей правды об американской истории», — добавили выпускники.

После окончательного решения спрятать фрески их защитники снова заговорили о том, насколько они ценны. Более 400 американских художников, писателей, преподавателей, профессоров и других граждан подписали петицию с просьбой не трогать работы Арнаутова. Художник-коммунист на своих фресках занимался «объективным анализом эксплуатации и колониального насилия», подчеркивают авторы петиции. «Они (члены городского совета по образованию) проголосовали за уничтожение важного памятника антирасистской направленности. Это грубое нарушение логики и смысла», — также говорится в петиции.

Президент совета по образованию Сан-Франциско 8 июля дал понять, что петиции и протесты не повлияют на принятое решение. «Они [противники решения] должны позволить мне вернуться к работе, — заявил Стевон Кук газете San Francisco Сhronicle. — Если их так задело все это, пусть закажут свои собственные фрески. Я сосредоточен на решении реальных проблем, а не на онлайн-петициях от людей, которые не являются заинтересованной стороной в делах наших школ».

Петр Лохов