Перейти к материалам
истории

В Китае впервые показали мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», снятый еще в 2001 году. Он уже обогнал по сборам «Историю игрушек 4»

Источник: Meduza
Ronald Grant Archive / Studio Ghibli / Scanpix / LETA

Лидером кинопроката в Китае в выходные 22–23 июня стал мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» — классику анимации 2001 года в стране не показывали ни разу, и теперь она обгоняет по сборам даже голливудские блокбастеры. За первые три дня проката она заработала в два раза больше, чем «История игрушек 4». И хотя в Китае действительно много поклонников Миядзаки, кажется, основная причина высоких сборов — не в спросе. В последнее время Голливуду все сложнее бороться за показы в китайских кинотеатрах, и «История игрушек» эту борьбу проиграла.

Мультфильм «Унесенные призраками» — классическое аниме Хаяо Миядзаки о девочке, оказавшейся в фантастическом мире, — вышел на китайские экраны 21 июня 2019 года. Это была премьера: картину, вышедшую в 2001 году, за последние 18 лет показали в прокате разных стран 85 раз (из них восемь раз в США, три — в Германии, три — в России, один раз в Японии и один раз в Гонконге), но Китай в этот список не входил. Из 28 картин Миядзаки в Китае вышли только три: «Небесный замок Лапута» в 1992-м, «Принцесса Мононоке» в 1997-м и «Мой сосед Тоторо» — в 2018-м, спустя двадцать лет после премьеры в Японии. «Ходячий замок», «Рыбку Поньо на утесе» и «Ветер крепчает» в китайских кинотеатрах не показывали.

«Унесенные призраками». Русский трейлер (2001)
iVideos

В начале нулевых прокат японских фильмов в Китае был невозможен из-за напряженных отношений между странами. Однако в последнее время ситуация изменилась — и зрителям китайских кинотеатров уже показывают аниме на большом экране: в 2016 году вышел мультфильм «Твое имя» Макото Синкая (сборы составили 83,8 миллиона долларов), в 2018-м — «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки (25,8 миллиона долларов). Кроме кинотеатров японскую классику теперь можно легально посмотреть на китайских онлайн-сервисах iQiyi и Bilibili.

«Унесенные призраками», по данным EntGroup, в первые выходные заработали 27,9 миллиона долларов. В то же время «История игрушек 4», китайская премьера которой состоялась в тот же день, заработала за тот же период в два раза меньше — 13,4 миллиона долларов, сообщает издание ScreenDaily. По оценкам зрителей мультфильм Миядзаки тоже обгоняет голливудский: на китайском сервисе Maoyan его оценка 9,4 (у «Истории игрушек» — 9,2), на Douban — 9,3 против 8,9, на Taopiaopiao — 9,3 против 9,1.

Disney Россия

Кассовые сборы в Китае сильно зависят от выбора местных властей, пишет Variety. Каждый год Государственная администрация прессы, публикаций, радио, кино и телевидения Китая выделяет квоты на показ иностранного кино, она же определяет, сколько показов в стране будет у каждого фильма. К примеру, в апреле фильм «Мстители: Финал» собрал в Китае 614 миллионов долларов, потому что фактически кинотеатры в то время больше ничего не предлагали — фильм Marvel занял 99% от общего количества показов по всей стране. Однако это скорее исключение — на фоне торговой войны между Китаем и США политика в отношении американского кино в стране начала меняться, пишет издание.

По данным ScreenDaily, «Истории игрушек 4» в этот раз выделили только 16,3% киносеансов по всей стране, мультфильму Миядзаки досталось 30%. Фанаты его анимации до этого могли увидеть только пиратскую версию «Унесенных призраками» на маленьком экране — так что премьера в Китае действительно стала событием (для китайского проката даже подготовили специальные постеры, нарисованные китайским дизайнером Хуан Хаем).

Мультфильму Миядзаки хватило сборов за выходные, чтобы занять первую строчку и в недельном рейтинге — с 17 по 23 июня, сообщает Variety. «История игрушек 4» занимает третье место. Второе досталось провалившемуся, по мнению западных критиков, боевику «Люди в черном: Интернэшнл» (к софинансированию которого подключилась китайская инвестиционная компания Tencent), на четвертом месте — местная романтическая драма «Мое лучшее лето», спродюсированная компанией China Film Group, на пятом месте — «Годзилла: Король монстров», спродюсированная дочерней компанией китайской Wanda Group — Legendary Pictures.

Наталья Гредина