Перейти к материалам
истории

Пятый сезон «Черного зеркала», кажется, получился самым слабым. Увы! Рассказываем про премьеру без спойлеров

Источник: Meduza
Netflix

5 июня на Netflix вышел пятый сезон «Черного зеркала». В новых эпизодах играют Энтони Маки из «Мстителей», Эндрю Скотт из «Шерлока» и Майли Сайрус. Кинокритик Егор Москвитин без спойлеров рассказывает о каждой из трех серий, которые кажутся довольно банальными на фоне предыдущих сезонов.

В новом сезоне всего три эпизода, как во времена, когда «Черное зеркало» еще выходило на британском Channel 4 (первые два сезона), а не принадлежало американскому Netflix. Каждая серия длится чуть больше часа — и этого времени достаточно, чтобы превратить очередной фельетон Чарли Брукера в полноценный фильм и при этом не утомить зрителя. В этот раз Брукер написал все истории сам, и его почерк узнается моментально. За обманчиво простыми сюжетами скрываются некомфортные темы: от супружеской неверности до ответственности поп-звезд перед молодежью, а IT-магнатов — перед государством. У каждой истории открытый финал, который зритель может представить и счастливым, и трагичным. Черный юмор вновь уживается в кадре с запредельной сентиментальностью, а нарочитая пошлость — с остроумием.

Striking Vipers

Эпизод снят Оуэном Харрисом, режиссером двух самых чувственных серий «Черного зеркала» — «Сан-Джуниперо» (о любви двух девушек в виртуальном мире) и «Я скоро вернусь» (о женихе, который после смерти вернулся к возлюбленной в виде компьютерной программы). В начале истории героям — двум товарищам (один — Энтони Маки из «Мстителей») и подружке одного из них — по 27 лет, они втроем живут в скромной квартире и по ночам играют на приставке. Проходит 11 лет, пара женится и заводит ребенка, а их одинокий друг так и продолжает знакомиться с девушками в клубах. Однажды он дарит на день рождения товарищу новую версию той самой игры из их юности — файтинг Striking Vipers, но на этот раз с технологией полного погружения в виртуальную реальность. Геймеры чувствуют то же самое, что и герои игры: боль, адреналин и усталость. Внезапно двое мужчин, вселившись в своих аватаров (один оказывается в теле китайско-канадского актера Луди Линя из «Могучих рейнджеров», другой — в теле французской актрисы с корейскими и русскими корнями Пом Клементьефф, звезды «Стражей Галактики»), понимают, что в этом виртуальном мире можно не только драться.

Netflix

Столь же сильной истории, как в «Сан-Джуниперо», не получилось: подводят и нелепые диалоги, и неубедительная трансформация героев. Но этот эпизод, кажется, придуман не чтобы оглушить зрителя, а чтобы оставить его недовольным, чтобы он осмыслил все сам. Когда игра за персонажа другого пола перестает быть ролевой игрой? Как поведение в виртуальной реальности сочетается с традиционной этикой супружеской жизни? От каких норм XX века мы быстрее всего откажемся в XXI веке?

Smithereens

Эпизод напоминает о двух первых — еще абсолютно британских — сезонах «Черного зеркала». Его действие происходит в Англии, главную роль играет Эндрю Скотт (Мориарти из «Шерлока» и звезда сериала «Дрянь»), а в сюжете проскальзывает болезненная для англичан тема зависимости от американцев. Один подозрительно нервный водитель такси принимает заказы только от людей, которые выходят из офиса IT-корпорации. Когда ему наконец-то попадается нужный пассажир, начинается странная криминальная история с участием британской полиции и ФБР, трансконтинентальными звонками и смутными флешбэками, снайперами, хакерами, юмором и слезами.

Netflix

Зрителя разозлит мотивация героя — более банальных сюжетов в «Черном зеркале» еще не было. Но открытый финал и выдающаяся игра Эндрю Скотта исправляют этот недостаток. Ведь если мы связываем с вымышленным персонажем, которого знаем всего час, свои страхи и надежды, то история состоялась. А этому герою очень сложно не сопереживать. К тому же самые интересные идеи эпизода лежат за пределами основного сюжета. IT-корпорации в этой истории оказываются сильнее спецслужб и полиции. Очевидцы трагедии теряют интерес к ней быстрее, чем к очередному реалити-шоу. А безымянный менеджер боится отвлечь начальника от отпуска сильнее, чем убить незнакомца. Чем не реверанс историческому «Чернобылю» с конкурирующего канала?

Rachel, Jack and Ashley Too

Рейчел и Джек — две сестры, по-разному переживающие смерть своей матери. Джек все время играет угрюмый рок на гитаре, а Рейчел ищет поддержки у поп-певицы Эшли О, чья лирика будто бы собрана из мотивационных цитат. Сама Эшли О (ее с упоением играет Майли Сайрус) находится в глубокой депрессии: заботливая тетя-менеджер запрещает ей писать зрелую музыку, потому что зарабатывать на девочках-подростках как-то спокойнее. Пока звезда спорит с продюсером, на рынке появляется голосовой помощник, забавная и умная кукла Ashlee Too — искусственный интеллект с личностью певицы. Игрушка оказывается дома у Рейчел и Джек — и начинает менять их жизнь.

Graham Bartholomew / Netflix

Еще один избитый сюжет, опереточная злодейка и предсказуемая развязка делают этот эпизод едва ли не самым слабым в истории сериала, но и в нем есть за что зацепиться. Что если искусственный интеллект, который запрограммирован дружить только с одним человеком, и правда может помочь больше, чем его настоящие друзья? И можно ли считать эти отношения дружбой? И почему отстраненный отец героинь думает о гуманной ловле мышей? Кажется, в «Черном зеркале» не бывает случайных метафор.

Пятый сезон получился настолько легковесным, что это кажется не драматургическим фиаско, а сознательным ходом. За последние годы Netflix собрал так много молодой аудитории, что уже может перейти от рассказа историй к проповедованию ценностей. Как и «Половое воспитание», «13 причин почему» и недавний сериал «Когда они нас увидят», новое «Черное зеркало» — это попытка предложить зрителю новую модель поведения и новую этику в усложняющемся мире. Чтобы эта попытка оказалась успешной, истории должны быть не только эмоциональными, но и, видимо, очень простыми.

Егор Москвитин