Перейти к материалам
Генеральный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо (справа) и президент фестиваля Пьер Лескюр, 18 апреля 2019 года
истории

Джармуш, Альмодовар, Малик: кто еще в конкурсе 72-го Каннского кинофестиваля Российский и украинский фильмы покажут в программе «Особый взгляд»

Источник: Meduza
Генеральный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо (справа) и президент фестиваля Пьер Лескюр, 18 апреля 2019 года
Генеральный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо (справа) и президент фестиваля Пьер Лескюр, 18 апреля 2019 года
Ian Langsdon / EPA / Scanpix / LETA

Оргкомитет Каннского кинофестиваля 18 апреля объявил участников конкурсной программы. О том, кто во второй половине мая поборется за главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Программа выглядит сильной и в то же время загадочной. Среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» множество тяжеловесов, высших авторитетов профессии, но хватает и новичков. Список режиссеров-звезд возглавляют братья Дарденны с «Молодым Ахмедом», триллером о радикальном исламизме, и Кен Лоуч с новой драмой «Прости, мы скучали»: и у Дарденнов, и у Лоуча по две «Золотые пальмы» (три не получал еще никто). Рядом с ними Терренс Малик со «Скрытой жизнью» — картиной об австрийском военном, отказавшемся сражаться на стороне нацистов. У Малика тоже есть высший каннский приз, присужденный «Древу жизни», но после триумфа той картины ни один его фильм в Канны не брали. 

Меж тем, основная интрига конкурса вполне может разыграться между другими участниками, о которых широкий зритель знает крайне мало. Талантливый кореец Пон Чжун Хо лишь однажды претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» с экологической фантасмагорией «Окча», спродюсированной Netflix, — еще до начала эпического конфликта стримингового сервиса с дирекцией Канн: успехом это не стало. Теперь он вновь попытает удачи с триллером «Паразит». Китаец Дяо Инань — яркая фигура кинематографа «шестого поколения», его неонуар «Черный уголь, тонкий лед» был удостоен «Золотого медведя» в Берлине. В конкурсе Канн он впервые, его новая работа называется «Озеро диких гусей». Впервые сразится за «Золотую пальмовую ветвь» с картиной «La Gomera» и замечательный румын Корнелиу Порумбою, неоднократно показывавший свои парадоксальные нежные комедии в параллельных программах. Также в первый раз попала в конкурс режиссер из Австрии Джессика Хауснер с лентой «Малыш Джо». Женщин в конкурсе много: кроме Хауснер, это Селин Сьямма, Жюстин Трие и Мати Диоп. Впервые в конкурсе и француз Ладж Ли.   

Фильмов из России в конкурсе нет. Или, по меньшей мере, нет пока что: объявлены 19 картин-участников, и обычно к этому списку ближе к началу смотра добавляется еще одна-две. Но даже в теории не очень понятно, о каком фильме могла бы идти речь. «Главный» фильм проекта «Дау», очевидно, еще не доделан, а «Дылда», второй полный метр открытого Каннами Кантемира Балагова («Теснота»), попала во вторую по значимости программу — «Особый взгляд». Впрочем, в ней же Балагов и начинал, потом участвовал в ее жюри, так что все логично. 

«Дылда», спродюсированная Александром Роднянским (также многократным участником Канн в разных качествах), — драма о двух женщинах, которые возвращаются в 1945 году в послевоенный Ленинград с фронта. Темой войны современный российский кинематограф одержим давно, в Каннах это знают и ценят. Уместно сказать, что буквально за несколько дней до начала фестиваля в краткосрочный праздничный прокат к 9 мая в России будет перевыпущена на экраны великая картина «Летят журавли» — единственный отечественный фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви». Видимо, второй такой картины не появится и в 2019 году. 

Также в «Особом взгляде» принял участие украинец Нариман Алиев. Его фильм «Домой» — полнометражный дебют, одна из его короткометражек показывалась на Берлинале. Алиев родом из Крыма, сюжет его фильма — возвращение в Крым отца и младшего сына, которые собираются похоронить на родине старшего, погибшего на Донбассе. 

Балагов и Алиев в отличной компании: «Особый взгляд» 2019 года включает в себя несколько интригующих дебютов, но есть в списке и признанные таланты. Например, дважды лауреат каннского гран-при Бруно Дюмон с сиквелом к своему хард-рок-мюзиклу «Жанетта», под названием, соответственно, «Жанна» (это его интерпретация биографии Жанны дʼАрк). Каталонец Альберт Серра, побеждавший на фестивале в Локарно, покажет картину «Свобода», а былой участник каннского конкурса Кристоф Оноре — «Комнату 212». 

Президентом жюри в этой секции стала ливанка Надин Лабаки, чей «Капернаум» был награжден в 2018 году и потом попал в «оскаровский» список. Основной конкурс рассудит жюри под председательством трижды лауреата «Оскара», мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. 

Главным событием вне конкурса обещает стать премьера «Рокетмена» — кинобиографии Элтона Джона, который и сам пожалует в Канны. А вот Квентин Тарантино пока не успел завершить работу над своим фильмом «Однажды в Голливуде», который все надеялись увидеть на Каннском фестивале; 25 лет назад именно в Каннах состоялась премьера его «Криминального чтива».

Антон Долин