Перейти к материалам
Адриен Баррер. Ревю в Фоли-Бержер

Посмотрите на французскую рекламу XIX века. За этими плакатами гонялись спекулянты!

Адриен Баррер. Ревю в Фоли-Бержер
Адриен Баррер. Ревю в Фоли-Бержер
ГМИИ им. А. С. Пушкина

В XIX веке Франция пережила настоящий рекламный бум — плакаты и афиши появлялись повсюду, их называли «иконами нового времени», а на охоту за ними выходили и видные коллекционеры, и вороватые спекулянты. В чем причина такого интереса? Сейчас расскажем (и покажем) вместе с Росбанком — при его поддержке в ГМИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка рекламного искусства XIX века «Афишемания». Подробнее о ней — в конце.

Париж во второй половине XIX века напоминает большую стройку: старые кварталы разрушаются, а им на смену приходят широкие магистрали и бульвары. Многокилометровые строительные площадки закрывают брезентом — в результате коммерческие афиши перемещаются с витрин небольших магазинов на улицы города. Рекламные плакаты того времени — документ эпохи: из них можно узнать о главных событиях и идеях Belle Époque, проследить историю искусства и науки, а еще понять нравы французской буржуазии.

Теофиль-Александр Стейнлен. Афиши Шарля Верно. Улица. 1896 
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Поль Гаварни. Французы, современные нравы. 1842
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Анри де Тулуз-Лотрек. Из серии «Les Maîtres delʼAffiche». 1895
ГМИИ им. А. С. Пушкина

С другой стороны, конец XIX века в Париже — это время увеселений и расцвета кабаре. Рекламные афиши зазывают посетителей на выступления шансонье и танцовщиц канкана в самые модные артистические кабаки — «Мулен Руж», «Казино де Пари» и «Ша Нуар». Художественные плакаты сопровождают турне цирковых и балетных трупп, а также премьеры в главных французских театрах.

Жорж Редон. Театр Мариньи. 1905
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Анри де Тулуз-Лотрек. Диван Жапоне. 1892–1894 
ГМИИ им. А. С. Пушкина

В это время во Франции активно развивается промышленность. На плакатах художники изображают достижения науки и техники — ставшую символом Парижа башню Гюстава Эйфеля, привязные аэростаты и невероятно популярные в то время велосипеды. Кстати, последние не только предопределили появление автомобилей и аэропланов, но и спровоцировали революцию в мире моды. Велосипедистка с афиши Эжена Грассе вместо привычного корсета и массивной юбки носит трикотажную кофту и подпоясанную юбку, а вместо традиционной прически в стиле ампир у нее короткая стрижка.

Эжен Самюэль Грассе. Четырехлистный клевер — марка Жоржа Ришара. 1897
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Вальтер Тор. Пневматическая шина Vulkan. 1905
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Societe Generale Group

Меняется и финансовый мир. В 1864 году в Париже был основан банк Société Générale — сегодня одна из крупнейших финансовых групп в мире, Росбанк входит в ее состав. Банк выдавал краткосрочные кредиты торговцам и всячески старался развивать коммерцию и промышленность во Франции. Например, Société Générale стал одним из трех банков, которые финансировали строительство Эйфелевой башни. А еще компания тоже много экспериментировала с афишами — взгляните на некоторые из них.

Societe Generale Group
Societe Generale Group

Но, конечно, главная задача коммерческих афиш — реклама товаров. Затейливые плакаты диктовали моду — на определенные сорта пудры и мыла, «дающие вдохновение» чернила, консервы и шоколад. Но чаще других на витринах магазинов можно было встретить кричащую рекламу алкоголя и сигарет. Возросшая конкуренция и борьба за рынок заставляли коммерсантов идти на ухищрения — заказывать плакаты одновременно у нескольких художников и придумывать замысловатый дизайн своих продуктов. Например, один из крупнейших производителей сигаретной бумаги — фирма JoB — заказывал художникам не только афиши, но и саму упаковку папиросной бумаги. Эффектный переплет принес фирме массу наград на французских ярмарках и сделал сигаретную бумагу непременным атрибутом светских дам.

Жорж Фэ. Amieux-Frères: сардины и разные консервы. 1899 
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Альфонс Муха. Job. 1896
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Луи де Монвель. Зубная паста Доктора Пьера. 1894
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Главная героиня французской рекламы той эпохи — беззаботная молодая девушка, которая любит светские развлечения и стремится обладать роскошными вещами. «Музами коммерции» часто служили реальные куртизанки и актрисы — Сара Бернар, Лиан де Пужи, Каролина Отеро. «Обеспечьте себя женщинами, и вы продадите весь мир», — писал в то время Эмиль Золя. И эта тактика действительно работала: героини плакатов влюбляли в себя прохожих, заставляли их покупать больше товаров и тем самым приумножали состояние торговцев.  

Поль-Эмиль Бертон. Альманах Эльзаса и Лотарингии. 1896
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Эжен Самюэль Грассе. Чернила Луи Марке. 1892
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Художественная реклама XIX века во многом определила эстетику эпохи. Несмотря на очевидно коммерческие задачи, рекламные афиши стали полем для экспериментов: в частности, именно тогда сдержанные графические вывески преобразились в красочные плакаты. Кроме того, афиши серьезно повлияли на развитие молодых художественных стилей — ар-нуво и ар-деко. Например, Анри Тулуз-Лотрек в это время вдохновляется японскими гравюрами — в своих плакатах он прибегает к условной перспективе и стремится отображать детали, которые подчеркивают индивидуальность героев. А Альфонс Муха рисует образ женщины: на его афишах все линии плавные и близкие природным формам.

Альфонс Муха. «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» из серии «Времена года». 1896
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Societe Generale Group
Увидеть работы Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Эжена Грассе и других мастеров плакатной живописи прямо сейчас можно в Пушкинском музее — до 21 апреля там проходит выставка «Афишемания». Французская реклама XIX — начала XX века». Генеральным партнером мероприятия стал Росбанк. В экспозиции представлены 130 афиш из собрания музея, а еще в рамках выставки проходят лекции и встречи с искусствоведами. Посмотреть подробную программу и купить билет в музей можно здесь.