Перейти к материалам
истории

«На краю» и «Подкидыш»: российские сериалы про «Исламское государство» и про НЭП Коротко о двух больших новинках на ТВ

Источник: Meduza
Первый канал

1 апреля на Первом канале и на «России-1» начали выходить два больших сериала: «На краю» и «Подкидыш». Один интересен темой — вербовщики «Исламского государства», второй — исполнением. О новых сериалах коротко рассказывает кинокритик Егор Москвитин.

На краю

С 1 апреля на «России-1»

Стоит начать с предупреждения: всем, кто ждет от сериала с федерального канала уровня драматургии и съемок американской «Родины», нужно запастись терпением еще лет на десять. Первый эпизод «На краю» производит очень хорошее впечатление, но дальше начинается привычная мелодрама для старшего поколения зрителей — качественная, если сравнивать с прямыми конкурентами, но бессильная на мировом рынке. Зато это аналог «Профиля» Бекмамбетова на телевидении — первый российский сериал, рассказывающий о том, как вербовщики халифата (очевидно, подразумевается «Исламское государство») заманивают в свои сети российских женщин. И в этом смысле значимость сериала сложно переоценить: информационная составляющая здесь важнее художественных достоинств.

Кинокомпания «Русское»

Героинь три — обеспеченная московская студентка (Диана Пожарская), вдова террориста из Кабардино-Балкарии (Феруза Рузиева) и официантка из-под Вологды (Софья Шуткина) — но главная все же отличница из МГУ, даже внешне напоминающая Варвару Караулову. Девушка учится на арабиста, готовится к американской стажировке при ООН, живет душа в душу с богатыми родителями (Евгения Дмитриева и Николай Фоменко) и встречается с русским парнем. Тот ей изменяет — но рядом тут же оказывается загадочный Руслан (Кирилл Дыцевич), который умеет красиво ухаживать, отгонять хулиганов и, что самое главное, выразительно молчать. На самом деле Руслан — вербовщик, способный как по щелчку менять маски. Для интеллигентной москвички он — рыцарь печального образа (и зритель, как и на сеансе «Профиля», гадает, не влюбится ли террорист в свою жертву), для отчаявшейся пробиться в жизни провинциалки — щедрый спонсор из окошка скайпа, а для матери-одиночки с Кавказа — человек, способный отомстить за смерть мужа. 

В «На краю» не найти по-настоящему новых и интересных подробностей о том, как устроено промывание мозгов, зато сериал честно описывает социальную среду, которая буквально отторгает героинь. Пока действие разворачивается в России, за этой историей и правда хочется следить — даже несмотря на неестественные диалоги и извечные проблемы с игрой. Но события быстро переносятся в Сирию, и тут уже производственные огрехи берут верх над сюжетом.

Подкидыш

С 1 апреля на Первом канале

Как и «На краю», «Подкидыш» впервые был показан в сентябре 2018 года на фестивале сериалов «Пилот», но настоящая слава пришла к нему в октябре, когда постерами с названием «Pretender» и лицом Антона Шагина оказался завешан весь Дворец фестивалей в Каннах. На французском телерынке MIPCOM российскую новинку продвигала уважаемая шведская компания Eccho Rights. Почему европейцы решили, что зрителю по всему миру будет интересен детектив про НЭП с трудно переводимым русским юмором? Кажется, дело в процедурном сюжете — и удачной концепции, которую можно масштабировать на новые рынки. 

Amedia Production

На дворе — 1926-й год, до событий «12 стульев» остаются считанные месяцы; главный герой (Антон Шагин) — такой же плут, как Остап Бендер. Подкидыш — изобретательный вор, который дурачится даже во время ограблений: например, притворяется гипсовой статуей Ленину. Из-за конфликта с подельниками герой бежит в Ленинград, по пути стащив документы у убитого (как ему кажется) милиционера. Выдавая себя за другого человека, бандит становится сыщиком — и раскрывает преступления куда быстрее, чем его новые добросовестные коллеги. Команда ему при этом досталась такая же колоритная, как в сериале «Отличница» (также написанная остроумным сценаристом Дмитрием Новоселовым — но уже для Оксаны Карас), а то и как в «Бруклине 9-9». Тимофей Трибунцев, например, играет простодушного следователя-поэта, подражающего Маяковскому. А трогательная героиня Аглаи Тарасовой сражается за равноправие полов и по мере сил сопротивляется чарам авантюриста.

В каждой серии сыщики раскрывают новое дело — в телевизионной драматургии это называется «вертикальными сюжетными кейсами», и постепенно развивают «горизонтальную» историю: самозванца вот-вот разоблачат, нахальный флирт вот-вот перерастет в служебный роман, а программа перевоспитания антигероя в героя вот-вот забуксует. «Подкидыш», кажется, не планирует становиться «Ликвидацией», но у него тем не менее все хорошо с чувством юмора и детективной составляющей. А иностранцев, возможно, увлечет и оригинальный сеттинг — купил же Netflix «Троцкого» у Александра Цекало.

Егор Москвитин