«Идентификация» — российский криминальный сериал о нелегальных мигрантах в Москве, впервые показанный на французском фестивале
На фестивале сериалов Series Mania во французском Лилле показали российское шоу «Идентификация» производства TNT Premier Studios, которое выйдет на «ТНТ-Premier». Это криминальная — а может быть, и шпионская — история про нелегальных мигрантов в Москве. «Медуза» рассказывает о пилоте «Идентификации», которую запустили в производство после успешного показа в Лилле.
Ночь, граница, овчарки. На КПП останавливают фуру — с московскими номерами, но прибывшую, кажется, из Киргизии через Казахстан. Пограничник требует открыть фургон — и свет фонаря выхватывает из темноты фрагменты человеческих тел. Тонкая рука, скомканные рыжие волосы, женская грудь. Действие переносится в Москву — на вещевой рынок, где молодая русская девушка Лера (Лена Тронина) тайком встречается с киргизским юношей Аманом (Анвар Осмоналиев) — и терпит домогательства со стороны его старшего брата. Еще одна монтажная склейка, и мы видим тех же героев на мусульманской свадьбе. Еще одна — и на свадьбу приезжает московская полиция, в истории появляется новый герой, проницательный следователь Плахов (Олег Васильков), которому остается четыре часа до выхода на покой. Впрочем, пенсии ему придется ждать долго, потому что обычное, на первый взгляд бытовое преступление превратится в заговор совсем иного масштаба. Еще один яркий герой сериала — упрямый адвокат с ДЦП, которого играет замечательный актер Роман Васильев.
Первое, что бросается в глаза в «Идентификации», — женские имена в титрах. Режиссер-постановщик — Владлена Санду. Оператор-постановщик — Вероника Тырон. Художники-постановщики — Маруся Парфенова-Чухрай и Мария Заикина (вместе с Денисом Бауэром). В главной роли — почти дебютантка Лена Тронина из Казахстана, и есть все основания верить, что сериал станет для нее таким же прорывом, как «Рассказ служанки» для Элизабет Мосс или «Родина» для Клэр Дэйнс. Над сценарием вместе с Никитой Иконниковым работала сама Владлена Санду — по ее словам, целых три года после того, как продюсеры «ТВ-3» оценили ее одностраничную заявку.
В чем заключается концепция «Идентификации», пока что сказать трудно, а без спойлеров и вовсе невозможно. Ясно точно, что это еще одна после «Обычной женщины» история с героиней-магнитом; что это редкий случай для нашего ТВ, когда шоураннером выступает женщина; что это попытка сделать видимым мир нелегальных мигрантов в России. Один из самых сильных моментов серии — выход Леры из ее маленькой комнаты на огромный рынок. Сначала зрителю кажется, что перед ним обычная московская девушка, делающая дома селфи и маникюр. Но в следующую секунду он понимает, что эта красивая блондинка живет не в квартире, а в контейнере прямо на рынке; совсем как в новом немецком сериале «8 дней», в котором благополучные немцы примеряют на себя роль беженцев, потому что на Европу вот-вот должен упасть метеорит.
Год назад желание навести объектив кинокамеры на мир, от которого отворачивается обыватель, привело казахский фильм «Айка» в Канны. Премьера «Идентификации» тоже состоялась во Франции — в основном конкурсе престижного фестиваля сериалов Series Mania в Лилле. Никакие призы сериал не получил, а западные рецензии еще не вышли, но, по словам участников съемочной группы, проект как минимум высоко оценили создатели британского «Патрика Мелроуза» и канадской «Стальной звезды». Пока что «Идентификацию» действительно очень легко хвалить. Главное достоинство сериала — в том, что плотность событий, какая бывает лишь в вымышленных историях, здесь сочетается с документальной достоверностью на грани вербатима. Это остросюжетная и динамичная драма — но в то же время настолько реалистичная, что она неизбежно станет не только художественным, но и социальным высказыванием. А еще здесь поразительно много свежих лиц — помимо известных Никиты Кукушкина и Полины Кутеповой.
Впрочем, оценивать российские (да и не только) телепроекты по одной серии — рискованная затея. Недавние «Мертвое озеро» Прыгунова и «Содержанки» Богомолова не перестали быть интересными после первых эпизодов, но зрителя стали держать слабее. Из «Мертвого озера» постепенно исчезла элегантность северного нуара: детективная линия все еще захватывает, но магнетизм сеттинга ослабевает. А «Содержанки» вдруг забыли про секс и превратились в светских сплетниц — но слушать их байки по-прежнему любопытно.
Так что у «Идентификации» — несколько путей. Может выйти как с «Салам Масква»: начало в духе грязных и честных полицейских драм с HBO — а развитие в традициях российского телемыла. А может получиться что-то вроде американской «Родины» или израильской «Фауды» — динамичных сериалов, успевающих высказаться и про общество, и про человека.
Но очевидно, что «Идентификация» вписывается в тренд, который четко прослеживается в драмах, представленных за последний год на каннском телерынке MIPCOM и на фестивалях в Берлине и Цюрихе. Датский полицейский сериал «Обман» и израильский шпионский сериал «Под чужим флагом» напоминают о том, как зыбки государственные границы и неуживчивы разные культуры. Сербско-албанская криминальная драма «Беса» доказывает, что классический сюжет о гангстерах и копах оказывается в сто раз интереснее, если заменить надоевших персонажей на представителей разных диаспор, которых зритель опасается. А немецко-румынский «Хакервилль», спродюсированный HBO Europe и рассказывающий о хакерах в Румынии, открывает для телевизионной драматургии новые страны: локальные истории становятся глобальными, а маленькие люди — большими героями.