Перейти к материалам
истории

«Московский комсомолец» рассказал о фальшивом экспонате в Историческом музее. Оказалось, его повесили сами журналисты

Meduza
Mladen Antonov / AFP / Scanpix / LETA

В Историческом музее повесили фальшивый экспонат — фото императрицы Александры Федоровны, у которой в руках то ли брелок, то ли тревожная кнопка

«Московский комсомолец» 24 марта сообщил, что на выставке «Николай II. Семья и престол» в Государственном историческом музее (ГИМ) появился фальшивый экспонат — фотография жены Николая II, императрицы Александры Федоровны, которая держит в руках предмет, похожий на брелок от автосигнализации или на мобильную тревожную кнопку. Такие кнопки носят с собой музейные смотрители, они нужны для вызова охраны.

«Московский комсомолец» написал, что появление лишней фотографии заметили две 16-летние посетительницы выставки, которые ходили по залам и снимали фото и видео. Просматривая снимки, они якобы обратили внимание, что на стене висит фотография в раме, которой до этого там не было. Также девушки случайно сняли на видео мужчину и женщину, которые прикрепили к стене фото и ушли. «Мы очень удивились — а что, так можно? Подумали даже, что это сотрудники музея дополнили экспозицию. Но странный аксессуар на снимке и отсутствие описательной таблички под фото заставило задуматься», — цитировал девушек «Московский комсомолец».

В ГИМ подтвердили информацию о появлении фальшивого экспоната и назвали случившееся спланированной акцией. «Это была группа из пяти человек с четко прописанными ролями, одни отвлекали смотрительницу, другие снимали на камеру, третьи вешали фото. Это было заранее подготовлено и спланировано. Они даже раму подобрали примерно такого же размера, как и фотографии на экспозиции. Очевидно, что они приходили не в первый раз, и эта акция имела целью опорочить в том числе и наш музей, и вообще российские музеи», — сообщила пресс-служба музея. Ее сотрудники отметили, что злоумышленникам удалось уйти, и заявили о намерении обратиться в полицию.

«Московский комсомолец» первым написал о фальшивом экспонате. А потом признался, что его повесили журналисты издания

Через несколько часов «Московский комсомолец» выпустил материал «Куинджи наоборот: мы на сутки повесили в музей лишний экспонат». В нем сообщалось, что акцию с фальшивым фото Александры Федоровны в ГИМ организовали восемь журналистов издания. По их словам, они хотели проверить систему безопасности музея. На цель акции должна была намекнуть тревожная кнопка, которую с помощью фотошопа добавили на снимок императрицы.

Одна из журналисток пронесла фото Александры Федоровны в музей в своем рюкзаке; на входе его проверил сотрудник Росгвардиии и не нашел ничего подозрительного. Затем девушка пошла в туалет и передала снимок коллеге. Та положила его в тканевую сумку, чтобы удобнее было доставать. В выставочном зале девушка приклеила раму к стене на двусторонний скотч. Подходящий момент ей подсказал коллега, который стоял рядом и закрывал ее от камер наблюдения. В это время еще несколько журналистов «Московского комсомольца» отвлекали музейных смотрительниц просьбами сфотографировать их. После этого журналисты ушли из музея.

Участники акции признались, что в процессе подготовки действительно несколько раз приходили в ГИМ, пытаясь выяснить, защищены ли экспонаты индивидуальной сигнализацией, в каждом ли зале стоят камеры и стационарные тревожные кнопки. «Мы боялись сложностей, но и надеялись на них. Предполагали, что всех повяжут и доставят в полицию. Заранее вооружились письмом за подписью главреда „МК“ на случай моментального разоблачения — дескать, „старики-разбойники“ действуют исключительно в рамках эксперимента, цель которого — проверить бдительность охраны», — говорится в статье «Московского комсомольца».

Журналисты сделали вывод, что «камеры и охранники превратились в бессмысленные предметы интерьера», а «пожилые [смотрительницы] стали последним, а может быть, и единственным реальным рубежом защиты от злоумышленников». «Неужели наше государство при всей своей военной мощи не может защитить то важное, что является духовной скрепой народа — историческую память страны?» — говорится в статье «Московского комсомольца». Издание попросило не наказывать смотрительниц ГИМ и выразило готовность отремонтировать стену, на которой могли остаться следы от фальшивого экспоната.

Обновлено. Глава управления по связям с общественностью Исторического музея Мария Лемигова назвала поступок журналистов «гнусным и отвратительным». «Цинично „позаботившись“ о судьбе смотрительниц, они не учли того, что возраст сотрудниц, мягко говоря, не юный. Сейчас они чувствуют себя просто разменной монетой, инструментом в чьей-то подлой провокации и дай Бог, чтобы их переживания обошлись без последствий», — написала Лемигова в фейсбуке.

Журналисты повесили в ГИМ лишний экспонат после аналогичного случая в Третьяковке. Тогда смотрителей отвлекал голый мужчина

20 марта один из посетителей Третьяковской галереи разделся до нижнего белья и прошел в таком виде по нескольким залам. В это время его сообщник повесил на стену свою картину. Нарушителей задержать не удалось.

Этот случай произошел через полтора месяца после кражи из Третьяковки картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Ее вынесли в рабочие часы, на глазах у посетителей и сотрудников. Похитителем оказался уроженец Крыма Денис Чуприков. Ему предъявили обвинения по статье о хищении предметов, представляющих особую ценность. Чуприков признал вину, он находится под стражей. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Картину Куинджи вернули в музей.

В мае 2018 года в Третьяковке повредили картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Посетитель музея Игорь Подпорин нанес удар по полотну металлическим столбиком, порвав холст в трех местах. Он заявлял, что картина «оскорбляет чувства верующих и жителей России», поскольку изображает недостоверные исторические факты. Подпорину предъявлены обвинения о повреждении особо ценного объекта культурного наследия, ему грозит до шести лет тюрьмы. Кроме того, Третьяковка хочет взыскать с него стоимость реставрации полотна — 20 миллионов рублей.

После инцидентов в Третьяковке Минкульт провел проверку и выявил нарушения безопасности в четырех крупнейших музеях России — Эрмитаже, Русском музее, Музее имени Пушкина и Историческом музее. Почему «Московский комсомолец» решил проверить охрану именно в последнем, не сообщается.

Ольга Корелина