Перейти к материалам
разбор

Вижу в новостях слово «блэкфейс». Что это значит?

Meduza
Американский актер Эл Джолсон в фильме 1935 года «Пускайся в пляс», считающемся одним из образцов «блэкфейса»
Американский актер Эл Джолсон в фильме 1935 года «Пускайся в пляс», считающемся одним из образцов «блэкфейса»
Everett Collection / Vida Press 

Блэкфе́йс — от английского blackface («черное лицо»).

Коротко. Грим, который наносят белые люди для того, чтобы изобразить чернокожих. Такая практика распространилась в США еще в XIX веке, когда существовало рабство. В современной Америке (и не только Америке) гримироваться таким образом считается проявлением расизма. В СМИ время от времени обсуждаются скандалы, связанные со случаями, когда кто-то использует «блэкфейс».

Подробнее

Изначально блэкфейс — театральный грим, которым покрывали себя американские актеры, чтобы изображать чернокожих людей. Традиция подобных шоу, их называли «шоу менестрелей», возникла в США еще в начале XIX века, и самого начала афроамериканцы изображались в них в подчеркнуто карикатурном виде, как люди недалекие и не очень умные. Жанр получил распространение и в Великобритании. Исследователи считают, что этот жанр, существовавший больше полутора веков, очень сильно повлиял на формирование стереотипов о чернокожих людях, которые до сих бытуют в обществе.

Бродвейские мюзиклы с блэкфейсом оставались очень популярны до середины XX века, а с распространением телевидения такие шоу появились и на экранах. Под влиянием движения за расовое равноправие блэкфейс постепенно исчез как жанр, но еще в конце семидесятых годов в США выходило «Черное и белое шоу менестрелей».

Сейчас словом «блэкфейс» называют всякую визуальную и костюмированную пародию на людей с темным цветом кожи — особенно, если для этого используют грим.

О каких новостях речь?

7 февраля дом моды GUCCI выпустил заявление о том, что снял с продажи свитер, ворот которого напоминал блэкфейс. Представители бренда принесли извинения тем, кого оскорбил такой дизайн. Кроме того, в СМИ обсуждают фотографию, найденную в одном из студенческих альбомов 1980-х годов. На снимке два человека — один с блэкфейсом, другой — в костюме куклуксклановца. Журналисты написали, что один из этих людей — губернатор штата Виргиния Ральф Нортхэм. После возникновения скандала Нортхэм принес извинения, но позже заявил, что на фото снят не он. Тем не менее он признался, что участвовал в блэкфейсе в другой раз, когда пародировал Майкла Джексона. Позже генпрокурор штата Марк Херринг заявил, что сам занимался блэкфейсом в годы обучения в школе.

Примеры употребления слова. «В Gucci извинились за производство водолазки-балаклавы в виде „блэкфейса“»; «Почему блэкфейс на Хэллоуин — плохая идея?»

Что плохого в том, чтобы переодеться в чернокожего? Разве это обязательно расизм?

Основной тезис тех, кто выступает против всякого использования блэкфейса, звучит так: к сожалению, тот факт, что человек не хотел никого обидеть, не означает, что его поступок действительно будет безобидным. Нередко люди, которые гримировались под чернокожих, объясняли, что они не расисты и не видят ничего оскорбительного в своем наряде. Но в США блэкфейс оставил такой след в культуре, что его сложно воспринимать вне истории жанра — а история эта связана с унижением и страданиями тысяч людей. Иными словами, любое переодевание и гримировка под темнокожего человека отсылает к тем временам, когда актеры таким образом эксплуатировали расистские стереотипы для развлечения белых зрителей.

В 2015 году в нью-йоркской «Метрополитен-опере» перестали использовать темный грим для певцов, исполняющих партию Отелло, придя к выводу, что таким образом безосновательно акцентируют внимание на расе героя. Даже если перекрашенный в темный цвет человек (или его герой в том случае, если это актер) не совершает никаких заведомо унизительных действий, такая яркая манифестация одной характеристики связывает все его поведение именно с ней, а это и есть основа расизма.

Неприятие блэкфейса также тесно связано с концепцией культурной апроприации. Это ситуация, при которой представители доминирующей культуры используют атрибуты, ценности и символы другой, угнетаемой в прошлом культуры для корыстных целей — как правило, коммерческих и развлекательных. Таким образом опыт угнетения обесценивается дважды — во-первых, самим фактом получения выгоды с помощью присвоения чужого, во-вторых, игнорированием страданий, которые были вызваны наличием тех или иных отличительных черт. В случае с блэкфейсом темный цвет кожи почти автоматически означал принадлежность к рабам, а в дальнейшем — расовое неравенство.

Дмитрий Карцев