Перейти к материалам
истории

В прокат выходит «Девочка», фильм о балерине-трансгендере. Ее сыграл 17-летний танцовщик — и получил за это приз в Каннах

Источник: Meduza
Кинокомпания HHG

7 февраля в российский прокат выходит фильм бельгийского режиссера Лукаса Донта «Девочка». Это основанная на реальных событиях история 15-летней балерины Лары, которая родилась мальчиком по имени Виктор и одновременно с учебой в танцевальной школе проходит все необходимые стадии коррекции пола. Главную роль сыграл 17-летний танцовщик из Брюсселя Виктор Полстер, это его первая роль в кино. Картина получила четыре награды в Каннах и была выдвинута на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как «Девочка» из простодушной сказки об исполнении мечты на глазах у зрителя превращается в высокую трагедию.

Мы привыкли, что кино препарирует реальность, рассказывая нам о неизвестных ее сторонах, или, наоборот, спасает от нее, уводит в параллельную вселенную мечты. «Девочка» Лукаса Донта — редкий случай, когда решаются обе задачи. И это делает парадоксальной, казалось бы, прямолинейную историю, основанную на правдивом сюжете о Норе Монсекур, бельгийской балерине-трансгендере. 

Героиня фильма, 15-летняя Лара, — тихая, послушная, симпатичная блондинка, — одновременно проходит через два непростых испытания. Она только что поступила в танцевальную школу, где должна пройти испытательный срок: у преподавателей жесткие требования, но Лара старается изо всех сил, хотя ноги уже стерты в кровь и все тело болит круглые сутки. Ведь стать балериной — ее цель. В то же время Лара переживает сложную гормональную терапию, заодно встречаясь с психологом и другими врачами: вот-вот она сможет сделать долгожданную операцию. Ведь родилась она мальчиком. И сыграл эту роль тоже мальчик, поразительный дебютант Виктор Полстер. 

HHG Film Company

Режиссер Донт узнал об истории Норы Монсекур, будучи 18-летним студентом киношколы. Десять лет спустя он превратил ее в фильм, поразив всех. Полстер получил актерский приз в Каннах (в программе «Особый взгляд»), Стокгольме и родном Брюсселе, «Девочка» получила награды от сразу трех каннских жюри: «Золотую камеру» за лучший дебют, приз ФИПРЕССИ и вдобавок диплом за лучший ЛГБТ-фильм. Раздавалась и критика: цисгендерный артист сыграл трансгендера, нет ли здесь апроприации? Однако картина — именно о трансформации, психологической и социальной. Было важно, чтобы условно «нормальный» (что бы это слово сегодня ни значило) актер прошел через нее и провел за собой зрителя.

«Девочка» поражает и восхищает как репортаж из меняющейся реальности — собственно, ее изменения еще удивительнее чем то, через что проходит Лара. Перед нами мальчик, которого все, от близких людей до случайных встречных, соглашаются считать девочкой, принимая на веру идею самого невероятного (но сегодня осуществимого) из мифологических перевоплощений. Абсолютное уважение к индивидуальному выбору человека, которому даже не исполнилось 16 лет — к его личности, взгляду, мнению. К его праву выбирать идентичность и судьбу. Самый удивительный здесь герой — отец Лары (Арье Вортальтер), простой таксист, готовый пожертвовать буквально всем ради блага ребенка и проявляющий у нас на глазах чудеса понимания и эмпатии.

Кинокомпания HHG

С другой стороны, мир фильма, который кажется — возможно, лишь поначалу, — слишком благостным и неправдоподобным, напоминает: перед нами кино о воплощении мечты. Недаром столь многие его сцены сняты в помещении с искусственным светом, неверным и ненадежным, окрашивающим происходящее в неестественные цвета.

Лара стремится войти в утопию балета, где идеальная красота и размеренность движений окупается бесконечной муштрой и неизбежными физическими страданиями. Поэтому готова на любые жертвы ради исполнения желаний, даже если каждый шаг дается с болью — как андерсеновской Русалочке. «Девочка» настолько линейна и почти простодушна, что ждешь непременного хэппи-энда: Лара выйдет на сцену в партии Авроры или Одетты — и публика взорвется аплодисментами, а зритель в кинозале ненароком смахнет слезу. Видели же мы «Билли Эллиота» или «Большой». Донт делает иной выбор: его бесконфликтный фильм заканчивается на шокирующей ноте. 

Здесь настает момент для понимания важного универсального опыта, который несет эта картина, вне зависимости от зрительского интереса к важной теме подростков-трансгендеров или увлеченности балетом.

Главный конфликт, который ты переживаешь, — всегда с самим собой. Даже если все карты идут тебе в руки, обстоятельства складываются благоприятно, призвание обретено, а счастье — на расстоянии вытянутой руки, деваться от себя некуда. Чтобы превратиться в другого человека, необходимо отказаться от собственного «я» и иметь мужество найти новое. Понимание этого тезиса помогает свершиться еще одной трансформации: милый трогательный фильм взросления превращается — пусть на считанные минуты — в высокую трагедию. Выходит, в конечном счете, что бы с тобой ни происходило, виноват все равно будешь ты сам. Или сама. 

Антон Долин