Перейти к материалам
истории

«Красивый, плохой, злой»: фильм про одного из самых страшных маньяков в истории США — с Заком Эфроном в главной роли

Источник: Meduza
Brian Douglas / Sundance Institute

На американском фестивале независимого кино «Сандэнс» показали «Красивый, плохой, злой» — фильм про первый в истории США судебный процесс, который широко освещали на телевидении. Режиссер фильма — Джо Берлингер, снявший документальный фильм о группе Metallica. Главный герой — Тед Банди, серийный убийца, казненный на электрическом стуле в 1989 году. Его сыграл Зак Эфрон, его возлюбленную Элизабет — Лили Коллинз. Сразу после выхода трейлера многие зрители сочли, что картина романтизирует маньяка (в том числе потому, что его сыграл Эфрон) и оскорбляет память жертв. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, о чем эта картина на самом деле.

Что это за фильм (без спойлеров)

Зрителям, которые не знают, на самом ли деле американец Тед Банди совершил преступления, в которых его обвиняли, повезло больше всех: их ждет шокирующий финал. Сценарий биографического фильма о Банди устроен так, что судить его предстоит именно аудитории. Поэтому в первой половине статьи не будет спойлеров — но дальше без них не обойтись.

Время действия — 1970-е и 1980-е; место — несколько штатов США, включая Юту, где и состоялась премьера фильма. Девушка по имени Элизабет знакомится в баре с обаятельным парнем по имени Тед. Дома Элизабет ждет няня с грудным ребенком, но Теда это не смущает. Блестящий студент юрфака становится нежным приемным отцом и вытягивает Элизабет из депрессии. Тем временем в соседних городах происходят убийства девушек. Подозреваемый ездит на таком же автомобиле, как у Теда, поэтому полиция начинает пристально следить за героем.

И персонаж, и фильм очаровывают за считанные минуты. Все чудовищные преступления, кто бы их ни совершил, остаются за кадром. Для двухчасовой фестивальной картины в жанре судебной драмы у «Красивого, плохого, злого» очень быстрый ритм: что-то смешное и непредсказуемое здесь происходит каждые пять минут. Несмотря на биографический характер картины, главных героев здесь двое — и они абсолютно равноправны с точки зрения сценария. Так что «Красивый, плохой, злой» — не только история про симпатичного болтуна, которого подозревали в ста убийствах, но и про его возлюбленную, запутавшуюся вместе со всей страной. Играют их Зак Эфрон и Лили Коллинз — замечательные актеры, наконец получившие возможность вырваться из плена своей кукольной внешности. Во второй половине фильма к ним присоединяются блестящие Джон Малкович и Джим Парсонс.

Есть ряд известных фильмов, симпатия к которым почти гарантирует, что вам понравится и «Красивый, плохой, злой». Например, «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга — еще одна история о красноречивом, находчивом и неунывающем авантюристе не в ладах с законом. Или «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи — о другом процессе, широко освещавшемся на телевидении (первым таким публичным процессом в истории США стал как раз суд над Тедом Банди). Или «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино — где общественная травля героя тоже ставит влюбленную в него героиню перед моральным выбором. Или даже «Дом, который построил Джек» — потому что «Красивый, плохой, злой» тоже способен на эпатаж.

Иными словами, это кино, которое понравится многим, и его выхода в российский прокат стоит дождаться. Поэтому, если вы боитесь спойлеров, вторую часть рецензии лучше не читать. С другой стороны, фильм снят в первую очередь для американского рынка — а в США историю, лежащую в его основе, знают все (24 января, ровно через 30 лет после казни Банди, о нем вышел даже документальный сериал на Netflix. Он называется «Conversations with a Killer: The Ted Bundy Tapes»). Дальше — речь о ней.

«Красивый, плохой, злой». Трейлер
Voltage Pictures

И почему он шокировал зрителей еще до выхода (осторожно, спойлеры!)

На самом деле Теда Банди вполне можно назвать американским Чикатило. Перед смертной казнью он признался в убийстве 30 девушек, включая несовершеннолетних. Но многие полагают, что на его счету могло быть больше 100 жертв. Банди был не только убийцей, но еще и насильником, каннибалом и некрофилом. Собственно, отпечаток зубов на теле одной из девушек и стал ключевой уликой — других следов педантичный преступник ни разу не оставил. Банди был настоящим интеллектуалом: он быстро перетянул на свою сторону публику — как только уволил адвоката и сам вызвался себя защищать.

Премьера трейлера фильма состоялась одновременно с показами на «Сандэнсе» — и реакции пользователей ютьюба и прессы сильно разнятся. Зрители, видевшие лишь двухминутный ролик, возмущены. Трейлер показывает Банди и его подругу своего рода Бонни и Клайдом, а их бегство от закона (маньяк действительно умудрился несколько раз скрыться от суда и сбежать из тюрьмы) — как романтическую комедию. К тому же одного из самых страшных социопатов в истории США играет эталонный голливудский красавчик Зак Эфрон. А прокурор в исполнении Джима Парсонса из «Теории большого взрыва» выставлен в сценарии посмешищем — и его речь в суде звучит как шутка. В то время как в этой речи он описывает все, что Банди сделал с девушками, родители которых еще могут быть живы.

У большинства рецензий с «Сандэнса» совсем другая тональность. Кажется, критиков гораздо больше интересует собственная профессиональная дилемма. Как описывать сюжет фильмов, основанных на реальных событиях? Какие факты считать по умолчанию общеизвестными, а какие нет? Не пересказав историю Теда Банди, не объяснить миссию фильма — а она заключается в том, чтобы испытать зрителя и позволить герою соблазнить публику точно так же, как это сделал настоящий злодей.

Самый большой спойлер (про главную интригу фильма)

Главная интрига картины — в том, кто много лет назад позвонил в полицию и сообщил, что Тед Банди подходит под фоторобот разыскиваемого преступника. Оказывается, это была его невеста Элизабет. Весь фильм — то есть на протяжении более десяти лет — она сомневается в своем решении и винит себя в том, что подставила невиновного. И вплоть до финала неосведомленный зритель сомневается вместе с ней. Лишь в самом конце, чтобы развеять эти сомнения, нам покажут единственный натуралистичный флешбек с одним из самых жутких преступлений Банди — убийством, после которого он отпилил жертве голову.

Эпилог фильма — разговор в тюрьме между Тедом и Элизабет, в котором именно она, а не прокурор, наконец выбивает из него признание. Это принципиальный момент превращения жертвы в героиню-победительницу.

Фильм поднимает еще одну сложную тему — ответственности зрителя, симпатизирующего злу на экране. Главный герой — настоящий монстр, но за его приключениями очень интересно следить. И зрителю, как бы страшно это ни звучало, не захочется, чтобы они прекращались — даже если побочным эффектом будет умножение страданий и смертей.

Егор Москвитин