Жить и учиться, как завещал Ленин В новокузнецкой школе по-прежнему принимают в октябрята и пионеры. Ирина Кравцова там побывала
В 1991 году, когда распался Советский Союз, директор новокузнецкой школы № 35 Анна Герлингер решила не расформировывать пионерскую организацию, чтобы учебное заведение «не потеряло свою идентичность». 28 лет спустя в школе, с тех пор ставшей лицеем, продолжают существовать октябрята и пионеры. Они проводят торжественные линейки, ходят в красных галстуках и исполняют пионерские песни; впрочем, коммунистическую идеологию им уже не прививают. Спецкор «Медузы» Ирина Кравцова съездила в Новокузнецк, чтобы познакомиться с современными пионерами и их учителями.
22 января у 6-го класса «В» в новокузнецком лицее № 35 третьим уроком была музыка. За партами сидели девочки в белых фартуках, мальчики в костюмах — все в красных галстуках. Место за фортепиано заняла их учительница Татьяна Смирнова в темно-синей блузе в горошек и строгой черной юбке — она рассказывала, как Сальери отравил Моцарта (в конце рассказа с ноутбука заиграл «Реквием»), а после этого перешла к Шуберту.
— Шуберт был романтиком. Поэтому какой у него был любимый инструмент? —спрашивает учительница.
Дети из класса выкрикивали свои догадки: «Гитара!», «Скрипка!», «Горн!».
— Нет, дети. Романтичный инструмент — это, конечно же, фортепиано, — ответила Смирнова.
Прослушав с учениками романс Шуберта, Смирнова неожиданно произнесла: «А теперь, ребята, давайте споем нашу любимую — „Взвейтесь кострами“!» В классе послышались вздохи. Все встали из-за парт.
— Татьяна Васильевна, может, не надо? — деликатно спросила девочка с заплетенной на бок русой косой.
— Разговорчики! Давайте, ребята! Четко! Ровно! С движениями! Ну-ка все выпрямились, вышли из-за парт!
Смирнова включила фонограмму и принялась дирижировать; дети хором запели. На фразе «Клич пионера — всегда будь готов» они отдали пионерский салют. После этого урок музыки закончился.
Юность Запсиба
«Нет уже больше советской империи, / Но, как и раньше, наш пионер / Для детворы — хороший пример». Так начинается стихотворение, посвященное Дню пионерии, который отмечается 19 мая. Его текст размещен под стеклом на одном из стендов на втором этаже серого здания лицея № 35, что находится на улице 40 Лет ВЛКСМ в Заводском районе Новокузнецка. На соседних стендах — коллекция пионерских значков (самый недавний — 1964 года выпуска), инструкция по завязыванию красного галстука и текст гимна пионеров СССР.
В лицее учатся 713 детей — а советское молодежное воспитание и правила поведения остались такими же, какими были, когда породившее их государство еще существовало. Все ученицы обязаны каждый день ходить в школу в черном платье с манжетами и воротничком и фартуке (по торжественным дням в белых фартуках, в остальные дни можно в черных); волосы должны быть заплетены в косы или пучок. Строго запрещено наносить макияж и делать маникюр; небольшие послабления есть только для старшеклассниц, — например, позволяются бесцветный лак для ногтей и слегка подкрашенные ресницы. Запрещена спортивная обувь — только туфли. На физкультуру ученики лицея тоже должны одеваться по форме — белая футболка и черные спортивные штаны.
В конце каждой четверти в спортзале лицея (актового зала в школе нет) проходит сбор, на котором октябрята и пионеры отчитываются о проделанной волонтерской работе — они собирают и сдают в утиль макулатуру и батарейки; покупают корм для животных в приютах; берут шефство над пожилыми людьми. Обычно тут битком — приходят родители, бабушки с дедушками. Начинается сбор с того, что знаменосец — их выбирают из учеников, демонстрирующих особые успехи, — выносит красный флаг с надписью «Пионерская дружина „Юность Запсиба“ — за Родину, добро и справедливость». Потом все поют гимн: «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих», читают стихи и речевки. Есть в арсенале пионеров и музыкальные инструменты — горн и барабан, но играть на них никто не умеет — приходится маршировать под фонограмму.
Два раза в год у городского памятника Неизвестному Солдату лицей организует сборы: в октябре принимают детей в октябрята, в мае — в пионеры. Пионерскую клятву они повторяют за директором лицея — с 1991 года их сменилось уже трое, но традиция сохраняется. Звучит клятва так: «Вступая в ряды пионерской дружины союза лицеистов „Юность Запсиба“, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, дорожить честью красного галстука, всегда выполнять законы пионеров». Старшие товарищи под песню «Пионерская дружба» повязывают младшим галстуки и отдают салют; ведущий церемонии — их выбирают из отличников — говорит: «Юные пионеры! К борьбе за Родину, добро и справедливость будьте готовы!»
«Пионерия — хорошая возможность для развития внутренних качеств детей. Это не навязывание, это форма взаимодействия, — объясняет Наталья Бровкина, учительница истории и обществознания в лицее № 35. — Надеть на них галстук и вбить звезду в лоб — не самоцель. Цель — чтобы они знали цену своим поступкам, стали ответственнее». Бровкиной 28 лет — она родилась, когда СССР уже распадался, но это не мешает ей быть одной из главных школьных активисток пионерского движения и придумывать для детей новые направления волонтерской деятельности.
Бровкина считает, что детям 1990-х внушали, что «у них есть много прав — и они совсем забыли об обязанностях перед коллективом». «К тому же сейчас молодежь стремится к индивидуализму — все сам и для себя, — продолжает учительница. — Пионерия помогает научить детей тому, что они должны быть частью коллектива, стараться ради общего дела». Учительница с гордостью рассказывает, что в 2018 году за несколько месяцев октябрята собрали пять тонн макулатуры, — а сейчас в школе объявлен сбор корма для бездомных животных. «Опять-таки, казалось бы, я могу одна сделать доброе дело и радоваться, — объясняет Бровкина. — Но ведь есть большая разница: одна я принесу пачку корма для кошки — или я попрошу то же самое сделать еще семьсот ребят».
Лысый мужчина с добрым взглядом
В тот же день, 22 января, на четвертом уроке пионеры из шестых классов проводили для своих «подшефных» октябрят-второклашек 15-минутное занятие о блокаде Ленинграда — подобные тематические мероприятия в школе проходят каждые три-четыре недели. Ученики рассказали своим «младшим товарищам» о том, как тяжело во время блокады приходилось детям. «Они стали тогда совсем тихими от голода и слабости, — говорит шестиклассник Даниил Майоров, показывая с ноутбука презентацию с фотографиями. — Но все равно они следили за чистотой и порядком в школе и учились только на четыре и пять». Октябрята в белоснежных рубашках и фартуках внимательно слушали, выпрямив спину и сложив руки на парте.
Майоров очень гордится тем, что его приняли в пионеры, — и искренне удивляется вопросу почему: «Потому что приятно быть примером для октябрят!» Последние несколько лет мальчику «выпадает честь» выносить знамя на пионерский сбор: «Когда выхожу с ним [знаменем], то гордость переполняет всего меня, [потому] что я часть коллектива нашего лицея». О Владимире Ленине пионер знает только то, что он был, «кажется, лысым и с добрым взглядом». Пионерка Дарья Хромова, вместе с которой Майоров проводил лекцию о блокаде, сказала, что о Ленине пока не знает вообще ничего.
«Никто не заставляет тебя становиться пионером. Но если стал, будь примером, — уверенно рассуждает Майоров. — Нужно показывать младшим товарищам пример, жить по законам пионера, быть всегда готовым к труду и обороне».
— А как ты понимаешь фразу «быть готовым к труду и обороне»?
— Это значит всегда быть готовым помочь другому материально или морально.
Майоров узнал о том, что в их лицее есть пионерское движение, во втором классе — и вспоминает, что очень обрадовался. «Гораздо приятнее, когда все вокруг равны [носят одинаковую форму], а не разноцветные, — объясняет Майоров. — Я не понимаю, почему все так быстро забыли про пионерские организации». Мальчик рассказывает, что гладит свой галстук каждое утро и боится его уронить — хоть до конца и не уверен, что именно символизирует красный цвет.
Как объясняет Бровкина, школьники ничего не знают про Ленина именно потому, что в лицейском пионерском движении нет никакой политики: от советских движений в школе оставили только идеи «веры, дружбы, добра и справедливости». «Мы не идеализируем советское время. Из самого пионерского движения в лицее полностью исключена политика и ленинская символика — галстуки пионеры носят, а значки с портретом Ленина — нет; на их знаменах отсутствуют коммунистические лозунги, — рассказывает учительница. — Мы оставили только атрибутику». По ее словам, учителя рассказывают детям «ради чего пионеры делали все, а не ради кого», — и важнее для школы не человек, который изобрел пионерское движение, а человек, который сохранил его в новокузнецком лицее: бывший директор Анна Герлингер.
Родом из пионерии
Анна Ивановна Герлингер — сейчас 35-й лицей носит ее имя — руководила школой больше тридцати лет. Как рассказывает нынешний директор лицея Игорь Шибаев, сохранить пионерию в 1991 году она решила, потому что «не хотела потерять индивидуальность школы». Родители учеников, по словам Шибаева, восприняли это позитивно: они говорили, что пионерское детство — это самое лучшее, что у них было.
В 2011 году Герлингер умерла, но сохраненные ей традиции решили не отменять — «внедрение чего-то нового не всегда вызывает поддержку родителей и детей». «Менять что-то сегодня уже нет смысла, — говорит директор лицея. — Да и зачем придумывать новое, если уже есть движение, которое на протяжении долгих лет дает положительные результаты? Детям и их родителям это нравится, и чтобы не возникало конфликтов, проще пионерию сохранить». При этом переход в комсомольцы в старших классах не практикуется: по словам Шибаева, комсомольское движение «Анна Ивановна уже не поддерживала».
Шибаев рассказывает, что пионерам повязывают настоящие галстуки, сшитые в конце 1980-х. «Нам в свое время повезло: в начале 1990-х на нас вышла Санкт-петербургская швейная фабрика, у которой на складах остались галстуки, которые они успели сшить, но которые из-за распада Союза стали ненужными, — вспоминает директор. — Они нам их отдали, мы взяли и с удовольствием и каждый год ребятам в торжественной обстановке повязываем». По его словам, сейчас в школе осталось около трехсот этих галстуков — когда они закончатся, придется заказывать новые.
Шибаев говорит, что в администрации Новокузнецка «ценят» лицей — и городские чиновники это подтверждают. Начальник местного комитета образования Юлия Соловьева рассказывает, что она «сама родом из пионерии», хорошо знала Анну Герлингер — и «видела, какие плоды приносит эта система пионерской организации в то время, когда у нас уходили ценности». Соловьева уверена: учебные успехи школы — следствие сохранения пионерской организации. «Волонтерство по отношению к младшим, старикам, животным воспитывает и патриотизм, правильное отношение к людям, — говорит она. — А в законе об образовании на первом месте — воспитание личности».
Замдиректора лицея по учебно-воспитательной работе Надежда Сабурова уверяет, что никто не обязывает лицеистов вступать в пионеры. Впрочем, отказались от этого за последние 28 лет буквально несколько человек. Например, несколько лет назад родители первоклассника не позволили посвящать их сына в октябрята из-за своих религиозных убеждений; впрочем, Сабурова отмечает, что лицейским пионерам и октябрятам никто не запрещает верить в бога и ходить в церковь.
Елена Засухина, мать одной из девятиклассниц и сама выпускница 35-го лицея, говорит, что рада, что та побывала пионером. По ее словам, когда у семьи появилась возможность перевести дочь в более престижный лицей, они решили этого не делать — отчасти именно из-за того, что в нынешней школе есть пионерия. «Это очень правильная [организация], — считает Засухина. — Ведь самое главное в воспитании молодежи — привить им идейность. Что нужно любить Родину, жить и учиться, как завещал Ленин. Если внезапно из нашего лицея уберут пионерию, я очень расстроюсь».
«В моем районе думали, что я прямиком из прошлого»
Тигран Хачатурян сейчас учится в 11-м классе лицея — и говорит, что отношение к пионерии у него «двоякое». «Никто из моих одноклассников не воспринимал ее как что-то серьезное, — вспоминает юноша. — Я относился к пионерии без энтузиазма, мне казалось, что мне что-то насаждают». По его словам, современные пионеры — «пассивные активисты»: они занимаются волонтерской работой, потому что их организуют учителя. В советские годы, уверен школьник, пионеры «делали добрые дела исключительно по своей инициативе».
К Ленину Хачатурян относится положительно, потому что он был «очень умным, а отрицать его объективно положительное влияние на весь мир нельзя». «Советский Союз, благодаря Ленину, повлиял на весь мир! — объясняет школьник. — Он направил весь мир на путь строительства социальных государств. Все пошло от него». В кабинете, где мы разговариваем, над классной доской висит портрет Владимира Путина.
Девятиклассница Екатерина Басырова — призер муниципального конкурса «Ученик года». Волосы девушки собраны в пучок, на ней выглаженное черное платье с белым воротником. «Зная, что мы единственные, кто сохранил эту традицию, мы чувствуем ответственность — ни в коем случае не опозорить честь пионерии, — говорит Басырова. — Я должен! Я обязан! Я буду! Я обещаю! Клянусь! Это не просто слова для меня». По словам школьницы, пионерия позволяет лицеистам «встать на место своих родителей, бабушек и лучше их понять».
«Школьная форма дает дисциплину. Если посмотреть на детей из других школ, то сразу все понятно, чем они там занимаются, — продолжает Басырова. — Когда я вижу школьниц с накрашенными глазами, для меня это шок. Макияж — это же признак взрослости. Но ты ученик! Ты в школе! Как можно?» Она уверена, что привычка носить форму поможет лицеистам в будущем: «Все равно же, когда мы пойдем на работу, у нас будет дресс-код. А волосы можно и на каникулах покрасить, а потом смыть, если так уж хочется».
Подруга Басыровой девятиклассница Анна Лободюк — председатель общественной детско-юношеской организации «Союз лицеистов „Юность Запсиба“». Лободюк рассказывает, что, когда ее посвящали в пионеры, она от гордости едва не прослезилась: «Я очень ждала этого. Любой ребенок хочет из октябренка вырасти в пионеры. Я мечтала о том, что у меня появятся подшефные классы, я буду помогать младшим».
Лободюк что-то слышала о том, что современным детям «не нравится то ли Путин, то ли наши законы», но сама в политику «не лезет» — считает, что она «не для детей». «У нас пока склад ума не как у взрослых, мы не можем ничего поменять, — рассуждает она. — Мы [с подругой] бы не пошли на митинги, это пустая трата времени. Лучше потратить его на самообразование».
Глеб Якушев окончил 35-й лицей пять лет назад — и был одним из немногих, кто, придя в школу в пятом классе, отказался от посвящения в пионеры: ему эта идея «показалась бредом». Образование в школе, по его словам, было очень хорошим — но «ретрофилия» его настораживала. «Учителя были твердо убеждены, что никто не должен выделяться из толпы, — вспоминает Якушев. — Меня пару раз не пускали на занятия из-за того, что у меня были волосы длиннее стандарта. А когда я проколол ухо, то и вовсе был педсовет с вызовом родителей».
Еще одна выпускница лицея Алена Аржанухина — она окончила школу в прошлом году, а сейчас учится на журфаке в Московском международном университете — тоже перешла туда в пятом классе, и местные порядки поначалу стали для нее «шоком». «Четыре года до этого я ходила в школу в красивых блузках и юбках, а тут бам — и я в невзрачном черном платье», — вспоминает девушка. Впрочем, когда ее посвятили в пионеры, Аржанухина быстро стала этим гордиться: «Было осознание того, что ты особенный, ведь только в нашем лицее это было, — объясняет она. — Да и родители говорили, что это хорошо, вспоминали свои школьные будни. Я чувствовала, что причастна к чему-то масштабному, и мне это нравилось». С другой стороны, иногда возникала и неловкость: «Ездить на олимпиады, как и почти везде по школьным делам, обязательно нужно было в форме, — рассказывает девушка. — Ребята из других школ косились на нас, шушукались, становилось некомфортно. Да и жила я далеко от лицея. В моем районе думали, что я прямиком из прошлого».
Девушка и сейчас ощущает влияние «пионерского детства». «Как минимум я научилась орудовать утюгом — каждое утро гладить галстук! А если серьезно, то это дисциплинирует, — говорит Аржанухина. — У меня было чувство, что я в каком-то элитном клубе и мне нужно соответствовать его стандартам. Столько советских фильмов про пионеров — там ребята ответственные, умные и правильные. Поэтому у меня в голове сложился образ пионера-супергероя, на которого хотелось быть похожей».
Замдиректора лицея Надежда Сабурова тоже уверена, что администрации школы удалось остановить «маховик времени». «Это дисциплинирует, — говорит учительница. — Они чувствуют, что не такие, как все, — а подростки всегда этого хотят». Сабурова считает, что пионерское движение позитивно влияет не только на детей, но и на родителей: по ее словам, когда школьники выступают на городских мероприятиях, декламируя речовки и исполняя «Взвейтесь кострами», весь зал их поддерживает, а бабушки выходят на сцену — и подпевают.
Несмотря на все это, иногда в школе все-таки возникают эксцессы. Сабурова вспоминает один из таких случаев — девятиклассница покрасила волосы в зеленый цвет за четыре дня до конца учебного года, после чего ее мать попросили забрать дочь из школы. По словам Сабуровой, девочка несколько раз попыталась перекрасить волосы, но только «сожгла» их — и в итоге ходила на занятия в парике.
Еще одна «беда», как считает учительница, — мода на спортивную обувь. Недавно в лицей приходил родитель, который «пытался научить учителей эстетике: мол, вы не понимаете, что кроссовки — это модно». «Я и сама обожаю в нерабочее время носить кроссовки. Но это [запрещать носить их лицеистам] — дело принципа, — заявляет Сабурова. — Потому что сегодня мы разрешим ходить в кроссовках, завтра — в клетчатых платьях, послезавтра — в красных однотонных платьях. И все, мы потеряем себя».