Во время ремонта дома для бутика в Париже в стене нашли картину XVII века. Ее отреставрируют и будут выставлять в магазине
В 2017 году исполнительный директор модного дома Oscar de la Renta Алекс Болен нашел помещение для нового бутика в Париже — два этажа в здании XIX века на улице Мариньян, около Елисейских Полей. Раньше второй этаж занимала брокерская контора, поэтому помещение выглядело как типичный офис с подвесным потолком, ковровым покрытием на полу и множеством перегородок. Болен решил сделать капитальный ремонт.
Снимая подвесной потолок в одной из комнат на втором этаже, рабочие обнаружили деревянные панели с геральдическими символами, датированные серединой XIX века. Это была интересная, но вполне закономерная для старой постройки находка. Гораздо более неожиданной стала картина размером три на шесть метров — ее рабочие нашли под стенными панелями из ДСП. Полотно изображало одетых по моде XVII века придворных, въезжающих в Иерусалим.
«Иногда при работе во дворце или замке ты можешь обнаружить что-то внезапное, но обычно это спрятанный камин или, если дело происходит в Италии, фреска. Но в жилом доме? В магазине?» — делится с The New York Times своими впечатлениями архитектор Натали Райан, работающая над интерьером парижского бутика Oscar de la Renta. Она попросила Алекса Болена прилететь из Нью-Йорка в Париж специально для того, чтобы увидеть картину.
Приглашенный Боленом историк искусства Стефан Пинта установил, что картину написал в 1674 году художник Арно де Вуэз. Он был учеником Шарля Лебрена — придворного живописца Людовика XIV, автора интерьеров Версаля. Де Вуэз участвовал в запрещенных королем дуэлях, из-за чего покинул Францию и поселился в Константинополе. На картине он изобразил Шарля Оливье де Нуантеля — французского посла в Османской империи — и сопровождавших его представителей королевского двора.
Как картина оказалась замурована в стену, неизвестно. Возможно, ее спрятали во время Второй мировой войны. Ясно было одно: полотно приклеено к стене — и его невозможно оторвать, не повредив. Болен встретился с владельцами здания, рассказал о картине и предложил отреставрировать ее за счет Oscar de la Renta с одним условием — она так и останется на стене, пока модный дом снимает помещение, где ее нашли (первоначальный договор аренды заключен на 10 лет). Владельцы здания согласились.
Реставрация картины началась в ноябре 2018 года. «Картина была очень темной из-за краски, наложенной во время предыдущих попыток восстановить полотно, и слоев лака», — объяснил куратор команды реставраторов Бенуа Жансон. Два последних месяца над картиной работали от трех до пяти человек. Жансон полагает, что реставрация закончится к маю. Алекс Болен уверен, что это произойдет раньше. Ради восстановления картины он почти на полгода отложил открытие бутика; планируется, что магазин начнет работать в конце весны.
Хотя бы примерную стоимость картины The New York Times не называет. «Мы не собираемся вешать платья перед полотном», — уверяет Натали Райан. По ее словам, ради безопасности картины в бутике усилят охрану, а на втором этаже поставят окна из особо прочного стекла. И хотя автор полотна был не самым известным художником своего времени, Бенуа Жансон уверен, что степень сохранности и размер картины делают ее «редкой, исключительной находкой».