Перейти к материалам
истории

Depeche Mode, Моби, Laibach и еще 50 групп записали «4'33''» Джона Кейджа. Эта композиция — 273 секунды тишины (но не совсем)

Meduza

В мае выйдет сборник лейбла Mute «Stumm433». Для него более 50 музыкантов, включая Depeche Mode и Яна Тирсена, исполнили одну и ту же композицию Джона Кейджа

16 января Mute — один из самых влиятельных британских независимых лейблов за последние 40 лет — анонсировал выпуск нового сборника «Stumm433». Для него более 50 групп и исполнителей записали кавер-версии одного и того же сочинения — «4'33''» американского композитора Джона Кейджа.

Среди тех, кто поучаствовал в создании сборника, — самые известные музыканты, альбомы которых выпускал Mute: например, Depeche Mode, Моби, британский электропоп-дуэт Goldfrapp, немецкие патриархи индустриальной музыки Einsturzende Neubauten, французский композитор Ян Тирсен, бывший участник Sonic Youth Ли Раналдо, авант-рок-группа Liars и многие другие.

Сборник выйдет в мае 2019 года; все вырученные от него средства пойдут на благотворительность — в фонд помощи людям, страдающим от шума в ушах, а также в фонд, который помогает музыкантам с психологическими проблемами. В качестве предисловия опубликован клип на «4'33''» в прочтении словенских поп-концептуалистов Laibach.

Mute

Как легко заметить, музыки в привычном понимании в этом клипе нет — только скрип иглы по виниловой пластинке. Это потому, что и само произведение Кейджа музыки в привычном понимании не предусматривает.

«4'33''» считается одним из ключевых произведений современной академической музыки. Оно не предполагает никакого музицирования

Премьера «4'33''» состоялась в августе 1952 года — к тому моменту 40-летний Джон Кейдж, которого позже признают одним из главных композиторов второй половины ХХ века, был умеренно заметным деятелем нью-йоркского музыкального авангарда. Партитура «4'33''» очень проста: она предписывает исполнителям — одному или нескольким — не играть на своих инструментах на всем протяжении трех частей произведения, длящегося в общей сложности 4 минуты 33 секунды.

Исполняя сочинение впервые, пианист Дэвид Тюдор вышел на сцену, сел за рояль и закрыл его крышку, отмечая начало первой части. Затем он дважды открыл и снова закрыл крышку, отмечая начало второй и третьей части.

«4'33''» часто описывают как 273 секунды тишины, но это не вполне верно. Это произведение реализует сразу несколько важных для Кейджа представлений: например, о принципе случайности в искусстве; о том, что любой звук может стать музыкой, и о том, что музыка — это прежде всего звук, развернутый в пространстве. Как показывает «4'33''», если музыканты не играют на инструментах, это не значит, что наступает полная тишина: звуки среды, которые возникают в предусмотренное композитором время, — это и есть музыка. Эти звуки могут быть любыми — от скрипения зрительских кресел до, как в клипе Laibach, шуршания виниловой пластинки. Вокруг произведения Кейджа до сих пор ведутся дискуссии; так или иначе, оно радикально повлияло на представление о том, что вообще можно называть музыкой и по каким законам она функционирует.

Партитура «4'33''» предусматривает исполнение произведения любым составом музыкантов. Вот, например, кавер-версия дэт-металлической группы Dead Territory
fhSPACEtv

На Джона Кейджа сильно повлиял Марсель Дюшан — французский художник-дадаист, придумавший технику «реди-мейд», предполагающую, что любой объект может стать произведением искусства, если поместить его в надлежащий контекст (самый известный пример такого рода — произведение Дюшана «Фонтан», представляющее собой перевернутый писсуар и впервые выставленное в 1917 году). В некотором смысле «4'33''» тестирует принципы реди-мейда в музыке — схожим образом перенося фокус внимания с произведения на его контекст. Характерно, что слово «реди-мейд» стало подзаголовком и в видео Laibach, а сам клип — своего рода кавер-версия фотографии «Марсель Дюшан играет в шахматы с обнаженной».

Александр Горбачев