Перейти к материалам
истории

«Мэри Поппинс возвращается»: Эмили Блант играет волшебную няню в старомодном продолжении диснеевской классики

Meduza
Walt Disney

В российский прокат выходит «Мэри Поппинс возвращается» — продолжение знаменитой картины студии Disney, снятое 54 года спустя. Главную роль в фильме исполнила Эмили Блант, также в нем сыграли Бен Уишоу, Мэрил Стрип и Колин Ферт. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что новая экранизация книг британской писательницы Памелы Трэверс вряд ли сильно понравится российским зрителям, привыкшим к мюзиклу с песнями Максима Дунаевского, — зато почти наверняка по-настоящему увлечет их детей.

Главная — и нерешаемая — проблема с новой голливудской «Мэри Поппинс» в том, что мы будем смотреть ее не так, как публика остального цивилизованного мира. У них (американцев и англичан прежде всего) перед глазами стоит хрестоматийная лента 1964 года. Ту «Мэри Поппинс» снимали не без проблем: автора книг Памелу Трэверс уговаривал лично Уолт Дисней; об этом в 2013 году даже сняли отдельный фильм — «Спасти мистера Бэнкса». В самом деле, и букву, и дух первоисточника тогда нарушили во многих важных нюансах. Однако почти сразу мюзикл Роберта Стивенсона обрел культовый статус, а магическую няню, которая спускается в туманный Лондон прямиком с небес, зрители с тех пор ассоциировали только с Джули Эндрюс, сыгравшей заглавную роль. Разумеется, снятый 54 года спустя сиквел обречен на большой успех. 

В России же не только плохо знакомы с классической «Мэри Поппинс» — это полбеды. Перед глазами у каждого второго еще и стоит Мэри в исполнении Натальи Андрейченко из другого мюзикла, снятого в 1983 году Леонидом Квинихидзе, а в ушах звучат песни Максима Дунаевского — разумеется, ни в чем не похожие на песни Роберта и Ричарда Шерманов. У нас есть своя проблема несовпадения с первоисточником: пуристы критикуют Андрейченко и Квинихидзе еще и за несходство с образом из книг, известных в СССР по переводу (весьма вольному) Бориса Заходера. В общем, все сложно. 

Поэтому главная задача для зрителей «Мэри Поппинс возвращается» (это не «креатив» продюсеров, а название одной из книг Трэверс) — по возможности абстрагироваться от многочисленных первоисточников. Или, наоборот, все их тщательно изучить, чтобы понять стилистический генезис фильма. В любом случае, завидно положение детей, для которых именно эта «Мэри Поппинс» станет первой и канонической. Уж они-то точно будут радоваться, подпевать и приплясывать без задних мыслей. 

Disney Россия

В «Мэри Поппинс возвращается» время действия — 1930-е годы, что вполне логично: именно к этой эпохе дети из первой книги и фильма, Джейн и Майкл Бэнксы, повзрослели. Ответственная Джейн (Эмили Мортимер) стала профсоюзной активисткой, ее рассеянный брат Майкл (Бен Уишоу) стал отцом троих детей, потерял жену и влез в долги. У них вот-вот отберут дом, и тут-то с неба на залатанном старом воздушном змее спустится Мэри Поппинс — как всегда, безупречная и загадочная, с говорящим зонтиком и бездонной ковровой сумкой. Приключения начинаются; на сей раз их героями станут малолетние Джон, Аннабель и Джорджи Бэнксы. 

Картина вопиюще и вызывающе старомодна. Можно возмущаться тем, как длинны песенно-танцевальные номера, как аляповата (конечно, нарочито аляповата!) двумерная анимация, как простодушны диалоги, как прямолинейно-сентиментальна актерская игра. Нравоучительность зашкаливает, как в плохих телевизионных экранизациях Диккенса. Но можно ведь и попробовать получить от этого удовольствие. Стоит принять правила игры, как принимают их сперва дети, а потом взрослые, поначалу не доверяющие чопорной многозначительности Мэри, и сами собой отключатся рецепторы, отвечающие за сомнительную категорию «вкуса». Детям они, возможно, вообще ни к чему. 

Конечно же, «Мэри Поппинс возвращается» — отнюдь не наивная игра в старомодную сказку. Режиссер фильма — знаменитый американец Роб Маршалл, воскресивший жанр голливудского киномюзикла в XXI веке. Это он снял «оскароносный» «Чикаго», а потом менее удачные (но не менее музыкальные) «Девять» и «Чем дальше в лес»; даже «Пираты Карибского моря» в его исполнении были больше всего похожи на комедию с танцами. Маршалл в совершенстве изучил историю вопроса, чтобы рискнуть поиграть в золотые 1960-е с заходом в 1940-е и 1950-е.

Walt Disney

Игра стоила свеч, хотя вышла не целиком удачной. Допустим, эпизод с нырянием в гигантскую ванну получился чересчур «картонным», похожим на советские телепередачи для дошкольников, зато сцена с ночным путешествием по анимационной фарфоровой стране выглядит очаровательно. Танец фонарщиков кажется бесконечно монотонным, зато стопроцентно театральный эпизод в каморке доброй и — сюрприз! — русской ведьмы (ее играет малоузнаваемая Мэрил Стрип) срежиссирован блестяще. Маршалл намерено нарушает законы логики и физики: в финале все его герои взмывают в небеса на воздушных шариках, на каждого по одному шару, и это выглядит противоестественно, а потому волшебно. 

В картине несколько актерских удач — карикатурно-милый Колин Ферт в роли банкира-злодея, радующие глаз ветераны Анджела Лэнсбери и Дик Ван Дайк, чья карьера началась когда-то с роли трубочиста в оригинальной «Мэри Поппинс». Но, разумеется, главная ставка сделана на Эмили Блант, сыгравшую Мэри Поппинс. Если попробовать отделить ее работу от контекста неровного фильма, то можно поставить высшую оценку. Сдержанность и жесткость, обаяние и таинственность — качества, из которых и сплетен характер невероятной няни в книгах Трэверс. Есть в ней что-то вневременное, позволяющее зрителям провалиться в прошлое и чувствовать себя в нем вполне комфортно. Столь востребованный в сегодняшнем кинематографе образ сильной и при этом женственной героини Блант воплотила с чисто британской ненавязчивой элегантностью. 

Антон Долин