Перейти к материалам
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

От древнегреческих мифов до картин Дега Как люди искали гармонию (и ищут до сих пор)

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек
Wikimedia Commons

Что такое гармония? «Согласованность, взаимное соответствие», — говорит словарь русского языка Ушакова. Но что должно соответствовать друг другу? И между кем или чем должна появиться взаимность? Спойлер: правильного ответа не существует, несмотря на то что человечество уже несколько тысяч лет ищет формулу гармонии. Вместе с Greenfield рассказываем краткую историю этих поисков.

Для начала Гармония — это богиня с непростой судьбой

Гармония — это греческое слово. И еще имя богини, которая олицетворяла эту концепцию. Согласно самому распространенному мифу, Гармония была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, то есть жителей Олимпа, отвечавших за максимально далекие друг от друга явления. Под гармонией (понятием) древние греки как раз подразумевали согласие противоположностей. Богиня Гармония вышла замуж за персонажа по имени Кадм, а на их свадьбе впервые присутствовали все греческие божества, даже те, что недолюбливали друг друга. Потом Кадм, которым двигало раскаяние за убийство дракона, по своей воле обратился в змея. Гармония расстроилась и решила сама стать змеей. Историю можно интерпретировать как поучение о необходимости согласия в браке, даже в неблагоприятных обстоятельствах, и шире — в обществе.

Эвелин де Морган. Кадм и Гармония. 1877 год
Wikimedia Commons

При этом в Древней Греции существовало близкое понятие — гомонойя (и богиня такая тоже была). Гомонойя — это согласие, единение сердец. Оно известно в первую очередь благодаря Александру Македонскому. Покорив большую часть известного грекам мира, Александр предложил гомонойю в качестве своего рода государственной идеи: не важно, кто мы — греки или варвары (варварами считали тех, кто не разбавляет вино водой), главное, чтобы думали и чувствовали одинаково. Британский исследователь Роберт Бек писал, что разница между гармонией и гомонойей в том, что первая возникает органично, ее, в отличие от гомонойи, нельзя навязать другому.

Одни философы пытались высчитать гармонию

Разумеется, понятие гармонии волновало и древнегреческих философов. Думая о ней, мыслители-эллины обращались к природе и ее устройству. В труде «О мире», приписываемом Аристотелю (настоящий автор неизвестен, скорее всего — один из его учеников), говорится, что природа ради гармонии свела противоположности, например мужчину и женщину, и точно так же мы смешиваем белую и черную краски, чтобы изобразить саму природу.

Математики и архитекторы древности, рассматривая прожилки листьев, панцири улиток и скелеты различных существ, открыли гармоничное деление, оно же — золотое сечение. В изначальном смысле — это деление отрезка на две неравные части так, чтобы меньшая относилась к большей так, как большая — к самому отрезку. Этот принцип и его производные можно заметить в строении пирамид Гизы и афинского Парфенона.

Трактат «О мире», неизвестный автор, I век до н. э.
Акустические опыты Пифагора. Франкино Гафурио. Теория музыки. 1492 год
Раковина наутилуса
KMNPhoto / Shutterstock

Пифагор же одним из первых начал пытаться высчитать гармонию в музыке. По легенде, однажды он проходил мимо кузницы, и его увлекли звуки ударов молота по наковальне. Он попросил кузнеца поэкспериментировать с его инструментами и вскоре описал понятие тона и полутона в виде математических пропорций. Пифагор понял, что гармоничность звуков зависит не от силы удара, а от веса молота. А созвучия образуют инструменты с весовым соотношением 3/2 и 4/3. Считается, что так родилась музыка в знакомом нам упорядоченном виде. Пифагор считал музыку лекарством для души и способом достижения внутренней гармонии. По Пифагору, гармония нужна, например, для мирного сна, поэтому он и его ученики практиковали игру на музыкальных инструментах по вечерам.

Другие — найти в себе

Гармонию активно искали в другой части Древнего мира — на Востоке. Наверное, наиболее четко говорил о ней Конфуций. Он тоже оглядывался на природу как некий идеал гармонии, но несколько иначе проецировал ее принципы на общество. По Конфуцию, гармония — это естественное спокойствие разума. Подход греческой богини, превратившейся ради супруга в змею, он бы вряд ли одобрил, потому что для Конфуция противоположностью гармонии был консенсус — конструкция, держащаяся на взаимных уступках. Для него согласие между людьми через отказ от душевного баланса был недопустим. Проще говоря, ради гармонии не нужно вести игру, чтобы привести ситуацию к общему знаменателю. Гармония — это прозрачность вашей позиции плюс максимально искренняя попытка понять и учесть интересы других.

Конфуций, иллюстрация из энциклопедии «Британника»
Wikimedia Commons

Философ Чжан Цзай, представитель неоконфуцианской школы, развил идею. Он полагал, что людей порождает событие небесной и земной сущностей, а наши тела — что-то вроде сосудов, содержащих жизненную энергию. В его поэтичной конструкции гармония — это сила, позволяющая людям расти и меняться, а подпитывается она моральными принципами, «как море питается тысячью рек».

Перед тем как читать текст дальше — заварите чашку чая. Greenfield дарит первой 1000 читателей «Медузы» большой чайный набор. В него вошли 30 вкусов черного, зеленого и травяного чая — с чабрецом, лимоном, мелиссой, мятой и не только. Чтобы получить подарок, нужно пройти по ссылке и заполнить форму обратной связи. Результаты розыгрыша придут вам на электронную почту до конца декабря.

Вообще гармония — это про музыку

Помните Пифагора в кузнице? С момента его открытия гармония в западном мире стала ассоциироваться прежде всего с музыкой. Иногда мы говорим, что гармоничная музыка — это та, что звучит приятно. Допустимое упрощение, но на деле все чуть сложнее. В западной музыке гармония — это взаимоотношения, которые образуют несколько нот. Без гармонии музыка была бы одномерной мелодией. Гармония образует аккомпанемент основной линии, делая песню или симфонию объемной.

Гармонические интервалы в музыке
Wikimedia Commons

При этом нельзя говорить, что музыка без гармонии — это шум, какофония и вообще что-то плохое. Принципы гармонии характерны только для западной музыки (впрочем, доминирующей в современном мире) и начали активно использоваться сравнительно недавно, в Средневековье. Традиционная музыка Африки, Индии или, скажем, Юго-Восточной Азии лишена гармонии в энциклопедическом смысле, однако это не мешает ей быть красивой и порой очень сложно устроенной. И даже, как ни парадоксально, транслировать слушателю ощущение душевной гармонии (только музыковедам так не говорите).

А еще гармония — это симметрия сил

Еще гармония может быть визуальной. Если в музыке это достаточно строгий термин, то в классической живописи — более туманный. Ее часто характеризуют как симметрию сил. Вот как механизм работы цветовой гармонии описал Иоганн Вольфганг Гете: «Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия, заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет». Иначе говоря, гармония в живописи это набор закономерных связей, который создает ощущения порядка.

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1513 год
Wikimedia Commons

В визуальных искусствах, и даже в живописи, цвета — лишь один из блоков, образующих целое. Еще одним компонентом гармонии (или дисгармонии) могут быть пропорции, и тут уместно вспомнить про золотое сечение, как про него вспомнили художники эпохи Возрождения. Одним из первых гармоническое деление для разных фигуративных элементов начал применять Леонардо да Винчи, а до совершенства, используя еще и уверенные, но мягкие линии, довел Рафаэль. Пабло Пикассо однажды емко резюмировал: «Да Винчи пообещал нам рай, а Рафаэль дал нам его».

Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами. Музей Орсе
Wikimedia Commons

Работы Рафаэля, вероятно, идеальный пример гармонии в живописи, если понимать ее как совершенство. Но совершенство тоже может со временем надоесть. В конце XIX века французский художник Эдгар Дега создал серию картин, изображающих жокеев перед скачкой, абсолютно наплевав на принципы гармонии. На одной из них часть обзора зрителю вообще загораживает столб. В художественном мире это вызвало скандал, но, с другой стороны, картины Дега предвосхитили XX век, в котором окончательно стало понятно, что никаких единых правил гармонии быть не может.

Но в конце концов гармония у каждого своя

Поиски гармонии не закончились, но привели нас к ситуации, когда она у каждого своя. Да, это по-прежнему единство противоположностей, но противоположности мы теперь интерпретируем намного шире, поэтому вполне можем наслаждаться атональной музыкой, ходить на выставки концептуального искусства и серьезно воспринимать эклектичные философские модели. Даже намеренную борьбу с гармонией — не важно, в какой сфере, — можно воспринимать как попытку найти новую точку равновесия.

Другие материалы «Медузы и Greenfield о поисках гармонии читайте тут.