истории

«Хроники хищных городов»: Питер Джексон спродюсировал самый зрелищный и самый запутанный блокбастер года

Meduza
UPI

В прокат выходит фильм «Хроники хищных городов» — блокбастер, который снял режиссер-дебютант Кристиан Риверс, а спродюсировал Питер Джексон. Картина, снятая по одноименной серии романов Филипа Рива, рассказывает о мире будущего, в котором мегаполисы движутся по планете и поглощают маленькие города. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что создатели картины так увлеклись созданием этого мира на экране в мельчайших деталях, что забыли о том, что зрителю тоже должно быть интересно.

Реклама кричит о «Хрониках хищных городов» как о новом проекте Питера Джексона — всемирно известного новозеландского визионера, который не снимал игрового кино после вышедшего почти пять лет назад последнего «Хоббита». Это не совсем так. Действительно, права на экранизацию фантастических книг Филипа Рива были куплены компанией Джексона, и продюсерами, а также соавторами сценария фильма значатся сам Джексон и его постоянные коллеги Филиппа Бойенс и Фрэнсис Уолш. Но режиссер здесь другой — специалист по визуальным эффектам и обладатель заслуженного «Оскара» в этой категории (за «Кинг Конга»), постановщик-дебютант Кристиан Риверс.

Риверс — не Джексон до той же степени, что и Рив — не Толкин. А «Хроники хищных городов» определенно не новый «Властелин колец», хотя замах был именно таким. Осознав это и тем самым застраховав себя от сильных разочарований, можно получить удовольствие от эффектного зрелища, веского подтверждения того, что новозеландец Джексон — подлинный патриот, прославивший красоту своей родины на весь мир (картина снималась в Веллингтоне и его окрестностях, большинство актеров и членов съемочной группы — местные). 

Не читавшим романы Рива (их в цикле четыре, пока на экран перенесен только первый, а судьба следующих явно зависит от успеха этого) будет непросто разобраться в происходящем. Сложная задача — вовлечь зрителя в действие, влюбить его в персонажей и заставить им сопереживать, а одновременно с этим ненавязчиво рассказать об устройстве фантастического мира, — тут решается через пень-колоду. В том, как функционирует футурологическая вселенная хищных городов, отстоящая от нашей почти на две тысячи лет, удастся разобраться едва ли не к самому финалу, и ваше счастье, если к этому моменту вы сможете всерьез увлечься судьбой угрюмой Эстер Шо, девушки-мстительницы со шрамом через все лицо, и ее прекраснодушного бойфренда Тома Нетсуорти, археолога-музейщика из Лондона. 

UPI

После легендарной Шестидесятиминутной Войны, навсегда разрушившей известную нам цивилизацию и уничтожившей большую часть земной поверхности, безлюдные территории бороздят хищные города — грандиозные машины размером с целые мегаполисы, которые способны обеспечить своему населению ресурсы и пропитание единственным образом — постоянно находясь в движении и атакуя города поменьше, поглощая их буквально со всеми потрохами. Это называется «муниципальный дарвинизм» (учитывая развитие урбанистики в ХХ и XXI веках, не такая уж невероятная концепция). К моменту начала фильма города-гиганты уже сожрали всех, кого только могли, и надвигается кризис. Похоже, неизбежна очередная большая война — с теми, кто укрылся от нападений за Стеной и окопался там, отказавшись от мародерства и выбрав оседлый образ жизни. 

В этих обстоятельствах и встречаются герои. Эстер попадает в Лондон из небольшого баварского городка, проглоченного и переваренного бывшей британской столицей. Ее это не расстраивает: напротив, она и планировала проникнуть в Лондон, чтобы найти заклятого врага — убийцу своей матери, властолюбивого и харизматичного Таддеуса Валентайна. С Томом она встречается случайно; покушение проваливается, а девушка и юноша оказываются вдвоем на бескрайних просторах пустошей, где выжить практически невозможно. Так начинается одиссея, предсказуемый финал которой — эпохальная битва и решение героев, поначалу не доверяющих друг другу, связать жизни и судьбы. 

Тщательно продуманная и проработанная вселенная не может не впечатлить. Очевидно, что Риверс вложил в нее весь свой ум и душу. «Хроники хищных городов» могут показаться самым эффектным зрелищем за год, особенно если смотреть их на большом экране. Колоссальные механизмы предстают живыми и дышащими, одновременно пугающими и привлекательными. Пейзажи напоминают своей монументальностью о классических вестернах. Костюмы и декорации разработанного во всех деталях мира разнообразны и живописны. Да, по отдельности мы видели что-то такое и раньше: в разные моменты «Хроники хищных городов» напоминают «Хоббита», «Матрицу», «Аватара», «Звездные войны», «1984», «V как Вендетта», а особенно — стимпанковские фантазии Хаяо Миядзаки: уж больно Лондон похож на Ходячий Замок, а Воздушный Рай с бороздящими небо дирижаблями и планерами — чистая Лапута. Собрать все это воедино и сделать органичным — задача непростая, с которой постановочная команда справилась на крепкую четверку. 

«Хроники хищных городов». Трейлер
Universal Pictures Russia

Проблемы с восприятием этого великолепия начинаются уже минут через 15 после начала. Погрузившись в создание цельной непротиворечивой вселенной, режиссер слишком увлекся, и его гигантоманский фильм проглотил свой собственный сюжет, как вымышленный Лондон глотает городки поменьше. Понять, что здесь происходит, каковы мотивации основных персонажей (а их пугающе много, около 20 человек), что связывает их друг с другом и чего они, собственно, хотят, к середине утомительного действия становится практически невозможно.

Логика исчезает из интриги сразу — предавать друг друга (в том числе близких родственников) или жертвовать собой друг ради друга герои решают спонтанно, неожиданно для самих себя. Возможно, психология человечества после катастрофы действительно изменилась кардинальным образом — больше, чем словарь или одежда, — но в таких обстоятельствах крайне сложно добиться от публики сопереживания. 

Джексон и Риверс делают ставку на молодых героев и незасвеченные лица: благородный порыв. Однако он работает против них. Тут сразу пятеро мало кому известных актеров, каждый из которых явно взят в фильм в качестве звезды завтрашнего дня: ирландцы Роберт Шиэн и Ронан Рафтери, австралийка Лейла Джордж, исландка Хера Хильмар, кореянка Джихе. Ни одному из них не хватает личностной силы и энергии, чтобы справиться с путаным сюжетом и вызвать внимание публики на себя.

Вытаскивают фильм ветераны — разумеется, антагонисты: давний товарищ Джексона, игравший в его толкиновских сагах лорда Элронда Хьюго Уивинг (он и есть Валентайн) и Стивен Лэнг, уже игравший злодеев в «Аватаре» и «Не дыши», а здесь воплотивший, пожалуй, самого яркого и трагического персонажа — сталкера, живого мертвеца Шрайка, ставшего приемным отцом сироты Эстер. Оба они одиночки, оба обречены на бесславный финал, но одерживающая над ними верх молодежь заметно проигрывает негодяям-индивидуалистам в выразительности.

«Хроники хищных городов» пытаются сказать о будущем человечества, о сути терроризма, о глобализме и антиглобализме, о тоталитарной психологии, а заодно о дружбе, верности, любви и предательстве слишком многое — по крайней мере, для двух часов экранного времени. Из этого материала мог бы получиться хороший сериал — тем более, почти все молодые артисты из «Хроник» сделали имена именно на телевидении, — но в полнометражный фильм попросту не поместилось все, что авторы имели в виду. Впрочем, это не отменяет достоинств картины: перед нами не типовой блокбастер-штамповка, собранный из готовых кирпичей, а безумно красивый и удивительно придуманный эпос, поражающий изобретательностью собравших его людей. Пусть даже они больше похожи на инженеров, чем на художников.  

Антон Долин