партнерский материал

Что общего у дизайнера и инженера? Зачем нужны красивые интерфейсы? 7 вопросов о профессии дизайнера

Meduza

Когда мы обсуждаем дизайн сайта или приложения, то чаще всего имеем в виду внешние признаки — цвета или формы. На самом деле работа дизайнера охватывает гораздо более широкий круг задач: от идеи о том, кому и зачем вообще нужен продукт, до поиска способов заработать на нем больше денег. И, конечно, придется подобрать красивые кнопки и шрифты. Вместе с онлайн-университетом Skillbox мы поговорили с дизайн-директором CreativePeople и преподавателем курса рекламной графики Александром Ковальским, чтобы разобраться — чем заняты дизайнеры сегодня и что их ждет в будущем. 

Чем вообще занимаются дизайнеры?

Кратко: все, что вы видите на экране смартфона или компьютера — сайты, приложения, графика, — спроектировано и нарисовано дизайнерами. Это специалисты, которые отвечают не только за визуальную часть, но и за все остальное взаимодействие с пользователем. Дизайнеры продумывают интерфейсы, проверяют различные гипотезы, работают со статистикой и ищут другие способы сделать продукт удобным и понятным.

Дизайнеры создают сайты, приложения и графику, которую вы там увидите. Здесь сочетается работа со смыслом, визуализацией и собственно целями и задачами бизнеса. В идеале это разносторонне образованные люди, обладающие компетенциями в разных сферах. Проблема в том, что таких специалистов практически нигде не готовят.

Например, вы как дизайнер можете получить задание — взять в руки федеральный закон, описывающий отношения государства и гражданина, и превратить его в понятный интерфейс. Такой же простой, как оплата штрафа через приложение. Это значит, что вы должны разобраться со смыслом, лежащим не в области дизайна, а совсем другой — в юриспруденции. И это не имеет прямого отношения к умению рисовать или работать с графикой, зато требует навыка в проектировании. Нужно осмысленно проанализировать все возможные сценарии, чтобы перенести процессы из офлайна в онлайн. Вот хороший пример решения подобной задачи: раньше вам приходилось отстоять очередь, чтобы получить справку, а теперь вы можете сделать это онлайн на сайте госуслуг. К сожалению, специалистов, которые могут справиться с такой задачей, очень мало.

Именно поэтому сейчас такую популярность снискали онлайн-курсы. Вам быстро объяснят самые важные и базовые вещи — терминологию, методологию, логические конструкции, дизайн-процессы в командах. Сочетание этих знаний с другими вашими навыками — из юриспруденции, медицины, образования (или любой другой специализации, указанной в вашем дипломе) — превращает вас в довольно ценного специалиста.

Спрос на дизайнеров сегодня высок, поэтому попасть в профессию таким образом несложно, а недостающий опыт можно получить уже в процессе работы. Более того, эти знания пригодятся не только дизайнерам, но и тем, кто захочет попробовать себя в аналитике или разработке и менеджменте продукта.

Сергей Попков, управляющий партнер Skillbox и шеф-дизайнер AIC: «Актуален классический веб-дизайн — лендинги и промосайты, UX/UI — проектирование пользовательского опыта, дизайн интерфейсов, мобильных приложений. Все, с чем сталкивается потребитель на цифровых носителях, нуждается в хорошем дизайне — и не только в интернете. Например, терминал автоматической регистрации в аэропорту тоже делал дизайнер — в том числе работал над скоростью и удобством для пассажиров».

Какие именно задачи решают дизайнеры?

Кратко: разбираются в том, зачем пользователю нужен ваш продукт и как будет устроено их взаимодействие. А еще — делают так, чтобы этот продукт был удобным и красивым.

Проектируют и визуализируют. И то, и другое — дизайн. На этапе проектирования нужно разобраться в том, зачем кому-то пользоваться вашим сайтом или приложением, как сделать этот процесс удобным и понятным. На этапе визуализации — красота и эстетика.

Каждый дизайнер ближе к одному из полюсов. Те, кто делает яркие и эмоциональные диджитал-проекты, скорее визуализаторы, а разработчики мобильных приложений скорее проектировщики.

Проектировать проще, когда вы работаете в уже существующей визуальной среде. К примеру, если вы делаете приложение для iOS или Android, то придумывать с нуля не нужно — Apple и Google уже создали для вас набор правил и инструментов для проектирования. Или другая ситуация — вы пришли работать в крупную компанию, где уже разработана своя собственная дизайн-система. Вам не надо рисовать все заново — можно работать с тем, что есть.

В онлайн-университете Skillbox есть курсы по веб-дизайну, рекламной графике, UX-дизайну, дизайну мобильных приложений и еще несколько направлений, которые помогут получить достаточную базу знаний, чтобы претендовать на должность дизайнера.

А кто важнее-то — проектировщик или визуализатор?

Кратко: они оба важны — и чаще всего это один и тот же человек. Главное, чтобы он работал по дизайн-системе — набору правил, которые применяются к конкретному продукту.

Оба важны. Раньше в компаниях отделы проектировщиков и визуализаторов существовали по отдельности — и часто конфликтовали друг с другом. Например, продукт оказался провальным — визуализаторы списывали это на плохую работу проектировщиков, а те, в свою очередь, жаловались на «плохие картинки». Чтобы решить этот конфликт, обе задачи сейчас чаще всего выполняет один и тот же дизайнер.

Синхронизировать результат работы нескольких человек очень тяжело — они начинают противоречить друг другу. Чтобы этого избежать, дизайнеры договариваются работать по общим правилам — дизайн-системе. Например, они решают, что в конкретном приложении будут использоваться только определенные цвета, шрифты и формы. Чтобы все дизайнеры в компании были в курсе этих правил и могли одновременно вести работу над общим проектом, есть удобные инструменты. Например, Figma, в которой можно работать над одной задачей вместе с другими дизайнерами.

В серьезном бизнесе ваши приоритеты — логика и масштабируемость. Поэтому без дизайн-системы не обойтись. Ее правила распространяются на весь продукт и позволяют его развивать, к тому же новому дизайнеру не придется выдумывать все заново. А для простых решений можно обойтись сервисами-шаблонизаторами вроде Tilda или Readymag. В них уже продумана крутая визуальная система, остается только создавать типовые страницы.

Сергей Попков, управляющий партнер Skillbox и шеф-дизайнер AIC: «Дизайнер-проектировщик (UX/UI) думает над поведением пользователя — как он будет достигать цели, все ли ему понятно. Например, вы хотите пойти в кино и заходите в приложение, чтобы найти сеанс и оплатить билет. Это работа над сценарием, а не красотой. Графический дизайнер решает другие задачи: например, как будет выглядеть постер этого фильма».

Обычному пользователю все это нужно?

Кратко: еще как нужно! Вот как устроен светофор — красный свет всегда означает «стоп», а зеленый «можно ехать». Представьте, что будет, если на каждом перекрестке будут свои собственные правила? Отсутствие логики в дизайне — это то же самое.

Да, нужно. У пользователя вырабатывается определенный паттерн взаимодействия с продуктом. После двух-трех кликов он уже начинает к чему-то привыкать. Вот простой пример: на одной странице приложения фотографии листаются кликом, а на другой — свайпом. Попав на вторую страницу, пользователь не поймет, что нужно было что-то пролистнуть, потому что привык кликать. Вот еще один пример: на трех страницах сайта важная кнопка была красной, а на четвертой стала серой. Скорее всего, пользователь просто не заметит кнопку — она попадет в слепую зону. Главных ошибок нарушения логики — две. Это одинаковые сущности, которые выглядят по-разному, и разные сущности, которые выглядят одинаково.

Бизнес готов тратить миллионы долларов на то, чтобы выстроить работающую дизайн-систему, которая будет понятна и удобна пользователям. В противном случае они просто уйдут на другой сайт или скачают другое приложение — где все продумано лучше.

Если вы студент вуза и у вас уже есть идея продукта, который сможет изменить жизнь людей к лучшему (и совершенно не важно, продумали вы дизайн-систему или только нарисовали схему на бумажке), то в конкурсе Skillbox можно выиграть 1 миллион рублей на ее реализацию. Правда, для этого придется бросить вуз. Вот как все устроено: до 26 ноября нужно отправить свою идею на сайте Skillbox и дождаться результатов голосования жюри. Идея может быть о чем угодно — онлайн-сервис для москвичей, приложение для дизайнеров или сайт-агрегатор для лыжников. Главное, чтобы результат был полезен людям. Топ-10 идей попадут в открытое голосование — и победителю предложат миллион. Но — и это важное условие — чтобы его получить, нужно предъявить доказательство, что вы отчислились из вуза. Так в Skillbox хотят показать, что наличие диплома вуза с профессиональными успехами никак не связано.

Дизайн можно увидеть — это понятно. А что еще с ним можно сделать?

Кратко: увидеть, потрогать и, возможно, поговорить с ним. С глазами и руками все понятно — а вот голосовые интерфейсы пока еще не слишком популярны.

Еще можно потрогать — это то, что вы делаете, беря в руки смартфон. Дизайнеры имитируют взаимодействие, напоминающее то, что происходит в реальном мире. Вы толкаете что-то на экране — и оно катится. Нажимаете что-то — и оно действительно нажимается.

Есть версия, что остальные чувства для интерфейса избыточны. К примеру, голосовые интерфейсы встречаются все чаще, но пока недостаточно распространены. Мессенджеры пока побеждают голосовую связь, потому что людям не очень хочется говорить и сложно это делать. Для того чтобы голосовые интерфейсы стали популярнее, нужно, чтобы сценарий их использования стал привычкой. И дизайнеры как раз занимаются этой работой.

Например, вы берете машину в каршеринге — и вам нужно проложить путь по навигатору. Он встроен в панель автомобиля, и руками это делать неудобно, поэтому вы включаете голосового помощника и называете ему адрес. Через некоторое время вы привыкаете к этому сценарию и тогда начинаете делать так постоянно. Все новинки внедряются в массовое использование именно через такие небольшие сценарии.

Чему придется научиться, чтобы стать дизайнером?

Кратко: нужно хорошо разбираться в профессиональных программах и инструментах, владеть методологиями разработки и управления проектами, а еще — быть коммуникабельным.

Все делится на hard skills и soft skills — то есть прикладные навыки и личностные. Что касается hard skills: нужно хорошо владеть профессиональными программами — и это не только пакет Adobe, но и Sketch, и Figma. Еще нужно разобраться в том, как устроены методологии разработки (они пришли в дизайн от программистов) — agile, scrum и так далее. Все это поможет дизайнеру понять, как устроена бизнес-логика продукта, какие есть технические ограничения, как с ним работает PR, — в общем, полноценно влиться в командную работу.

Отсюда и soft skills — нужно обладать хорошими коммуникативными навыками. Придется много общаться с людьми, обсуждать и защищать свою позицию перед коллегами и клиентами. Еще понадобятся высокая самообучаемость и логическое мышление.

Сергей Попков, управляющий партнер Skillbox и шеф-дизайнер AIC: «Как минимум нужно владеть графическими редакторами и собрать минимальное портфолио. Для того чтобы работать в UI/UX или разработке мобильных приложений, понадобится много общаться с людьми, проводить интервью и исследования, понимать проблемы и потребности бизнеса. Придется быть в каком-то смысле инженером».

Какие принципы дизайна не устареют и через двадцать лет?

Кратко: все, что мы знаем о композиции, и то, как мы используем разные цвета.

За последние 150 лет мы не смогли избавиться от композиции — от силовых линий, от направленности внимания — и вряд ли это произойдет. И мы никуда не денемся от цвета, который постоянно видим на кнопках или уведомлениях. Цвета позволяют нам проецировать на интерфейс опыт, полученный в визуальной среде реального мира.

А мелких ошибок в будущем будет проще избежать, потому что рутинные задачи возьмут на себя нейросети.

Еще раз скажем, что отправить заявку на конкурс в Skillbox (и получить возможность выиграть 1 миллион рублей на реализацию и развитие идеи) можно до 26 ноября. А поступить на онлайн-курсы в Skillbox можно когда угодно. Среди специализаций — дизайнер, маркетолог, программист, управленец.