Перейти к материалам
истории

«Ральф против интернета»: Disney выпустил остроумный мультфильм об эмансипации и одиночестве (с гонками и принцессами)

Источник: Meduza
Walt Disney Animation Studios

22 ноября в прокат выходит «Ральф против интернета» — продолжение мультфильма «Ральф». В новой части главный герой и его подруга Ванилопа, герои старых гоночных видеоигр, попадают в интернет и открывают для себя все его достоинства и недостатки. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что детей этот мультфильм развеселит и обрадует благодаря демонстрации бесконечных возможностей интернета, а взрослых — заставит задуматься о жизни, смерти и одиночестве.

Одну сцену из «Ральфа против интернета», сиквела успешного мультфильма «Ральф», благодаря трейлеру видели, кажется, уже все. В ней хулиганка-гонщица Ванилопа — лучшая подруга добродушного громилы Ральфа — попадает в диснеевский Замок (тот самый, с заставки) и встречается с целой толпой принцесс: Белоснежка и Ариэль, Белль и Жасмин, Покахонтас и Мулан, Анна с Эльзой, Рапунцель и даже заглянувшая из мира Pixar Мерида. Короткий обмен мнениями приводит к неутешительному выводу. Ванилопа не поет песен, не приручает птичек, не засыпает волшебным сном, но все равно может считаться настоящей принцессой — ведь ее успех и счастье почему-то зависят от мужчин. Остроумно, грустно, самокритично. 

Walt Disney Animation Studios

Это, конечно, попадание в яблочко. Корпорация Disney не способна отказаться от самого прибыльного своего актива — принцесс, но не может и не понимать, насколько плохо сама концепция «сказок для/про девочек» соответствует нынешним социальным и политическим тенденциям. Безусловно, принцессы последних лет сильно эволюционировали: стали независимее, энергичнее, агрессивнее. Тому примерами Рапунцель, сестры из «Холодного сердца», а особенно Моана, которой удалось вовсе обойтись без романтической линии в сюжете. И вот в одной из новейших независимых франшиз — «Ральфе» — студия переосмысляет свою патриархальную политику и откровенно высмеивает ее, заодно все-таки напоминая о преемственности и вставляя в абсолютно иную по духу анимационную картину своих фирменных героинь. 

Первый «Ральф», посвященный судьбе «плохого парня» из старинной игры, уже робко заигрывал с феминизмом. Никем не понятый инфантильный великан обретал себя только после знакомства с огонь-девчонкой из соседней гоночной игры — причем Ванилопа была там не просто гонщицей, а глюком. Никаких романтических отношений между ними не завязалось, только дружба. С этой точки начинается и продолжение, «Ральф против интернета», сделанное в той же эклектично-карикатурной эстетике знакомым тандемом — Ричем Муром и Филом Джонстоном (в первой части он был только сценаристом).

Прошло шесть лет. В игровых автоматах, ясное дело, ничего не изменилось. Ральф и Ванилопа пьют по вечерам газировку в баре, а днем вкалывают на привычных работах. Трудяге и тугодуму Ральфу такая рутина нравится, а Ванилопа скучает — ей хочется новых, непредсказуемых трасс. Это желание приводит к катастрофе: руль в ее старой игре ломается, и теперь автомату прямой путь на свалку. Тогда Ральф предлагает отправиться в неведомый мир интернета, на просторах eBay купить подержанный руль — и тем самым спасти карьеру и жизнь лучшей подруги. Без долгих сомнений Ральф и Ванилопа отправляются в путь. 

Walt Disney Animation Studios

Баланс (не гендерный, а драматургический) между двумя персонажами — теперь уже равноправными — выдержан во втором мультфильме лучше, чем в оригинале. Ральф не понимает, как можно не быть довольным устоявшимся status quo, его уютная ограниченность вызывает и симпатию, и жалость. Ванилопа чувствует потребность расширить горизонты и попасть в мир без правил — его идеальную версию она находит на просторах интернета, в брутальной взрослой гоночной игре, где не осталось и следа привычной ей и давно приевшейся мимимишности. Если включить фантазию, «Ральф против интернета» окажется психологически точным и умным исследованием феномена развода — или просто разрыва отношений, когда одному из партнеров вдруг становится скучно и тесно рядом с другим. 

Но, конечно, ценнее всего в мультфильме не это, а попытка описания феномена интернета языком анимации. Вторая удачная за год, после картины «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Мы видим утопический мир без ограничений, в котором возможно буквально все. Узнать или найти что угодно (только надо научиться работать с поисковиком — вежливым дядечкой-всезнайкой), моментально стать звездой, разбогатеть, расширить круг общения до невозможных пределов — стоит только захотеть. «Ральф против интернета» смешивает на экране все известные бренды и торговые марки, в самом деле отлично передавая ощущение от свободного бессодержательного серфинга в сети.

Disney Россия

Вместе с тем, стоит всмотреться в многообразие интернета чуть пристальнее, и выяснится, что он — лишь грандиозное умножение нашего «я», гипертрофированное и, вероятно, кривое зеркало. Пожирающий интернет вирус обретает обличие самого Ральфа (разрушителя по первой профессии), с которым повзрослевшему и поумневшему герою не справиться: двойник тупее и потому сильнее. Ведь, в конечном счете, виртуальный мир — лишь колоссальная иллюзия, прячущая от человека простейшую истину о его одиночестве. 

В полном соответствии с заветами постмодернизма «Ральф против интернета» развеселит и обрадует ребенка, для которого интернет — универсальная игрушка с неограниченными возможностями. А для внимательного взрослого, невзирая на мягкий юмор и приличествующую диснеевской продукции сентиментальность, станет грозным напоминанием о том, что мы приходим в этот мир и покидаем его одинокими. Какими бы иллюзиями ни тешили нас многочисленные светящиеся экраны.  

Антон Долин