Перейти к материалам
истории

Писательница нашла в румынском лесу украденную картину Пикассо. Оказалось, что она стала жертвой розыгрыша

Источник: Meduza

В Румынии нашли картину Пикассо, украденную из голландского музея. Ее закопали в лесу — и прислали письмо об этом румынской писательнице

18 ноября нидерландские СМИ написали, что в Румынии, вероятно, найдена картина Пабло Пикассо «Голова Арлекина», шесть лет назад похищенная из роттердамского музея Кюнстхал. «Голову» принесли в посольство Нидерландов в Бухаресте румынская писательница Мира Фетику и голландский журналист Френк Уэстерман. По их словам, они нашли полотно в лесу в провинции Тулча, следуя указаниям, которые Фетику получила в анонимном письме полторы недели назад.

Пабло Пикассо, «Голова Арлекина», 1971
Police Rotterdam / AP / Scanpix / LETA

Фетику, которая живет в Нидерландах и пишет на румынском и голландском языках, в 2015 году выпустила книгу «Похищение из Кюнстхала» — об ограблении роттердамского музея, которое совершили в 2012 году трое граждан Румынии. Она решила, что письмо на румынском ей мог отправить кто-то, кто читал книгу и связан с ограблением. Автор послания писал, что не «может больше сторожить картину», и сообщал координаты, по которым ее можно обнаружить.

Писательница сначала обратилась в голландскую полицию: следователь пообещал связаться с ней позже, но так и не перезвонил. Тогда она решила действовать самостоятельно и вместе со своим другом Уэстерманом отправилась в провинцию Гречи, по дороге купив две лопаты. Писательница и журналист остановились в лесу, в 450 метрах от трассы, и выкопали завернутую в целлофановый пакет картину. «Я понятия не имела, действительно ли это „Голова Арлекина“, — рассказывала Фетику. — Я не эксперт по кубизму и могу сравнить ее только с копией». Она немедленно сообщила о своей находке в румынскую полицию, а затем отвезла ее в посольство.

Сюжет нидерландского издания NOS о том, как Мира Фетику обнаружила картину
NOS

Похитителей картин судили и посадили в тюрьму несколько лет назад. Но сами картины до сих пор никто не находил

Кроме «Головы Арлекина» в 2012 году из Роттердама украли работы Клода Моне, Поля Гогена, Анри Матисса и Люсьена Фрейда. Что с ними произошло потом, все эти годы было неизвестно. Один из осужденных за кражу, Раду Догару, несколько раз за время суда менял показания. Сначала он рассказывал, что попросил свою мать сжечь полотна, чтобы избавиться от доказательств. Мать подсудимого подтвердила эти показания, но потом отказалась от них.

Затем Догару обещал рассказать о местонахождении пяти из семи картин, если его будут судить не в Румынии, а в Нидерландах. Однако эксперты обследовали печь в его доме и подтвердили, что как минимум три картины действительно были уничтожены. Догару и его подельников приговорили к заключению на сроки от двух до шести лет и штраф 18 миллионов евро.

На суде Догару неоднократно обвинял и сам музей. Сначала в халатности — потому что ценные работы висели в залах без усиленной охраны. Потом — в афере, в ходе которой в зале вывесили «идеальные подделки» и позволили грабителям их украсть, чтобы получить страховые выплаты.

Эксперты стали сомневаться, что найденная в лесу картина Пикассо подлинная. Полиция начала расследование

Подлинность полотна для Фетику, по ее словам, была не слишком важна. «Может быть, надо мной посмеялись и это не Пикассо, но я хочу верить в эту историю и надеюсь, что мы сможем вернуть картину Нидерландам и нам всем», — говорила она. Представители Кюнстахала не стали комментировать находку, но отметили, что, если бы полотно оказалось настоящим, это стало бы «фантастической новостью».

Эксперты отнеслись к находке Фетику скептически. Так, Питер Ван Беверен, бывший куратор арт-фонда Triton, организовавшего выставку, откуда похитили картину в 2012-м, заявил, что даже по фотографии заметно, что это не настоящий Пикассо. «Работа могла потерять форму и выцвести, но даже на снимке заметны различия в линиях, цветах и деталях», — рассказал он бельгийским журналистам.

18 ноября управление по расследованию преступлений в области организованной преступности и терроризма Румынии (DIICOT) начало изучать обстоятельства, при которых была обнаружена картина. В рамках этого расследования должны были провести и проверку подлинности произведения — но в итоге она не понадобилась.

19 ноября стало известно, что Фетику разыграли. В лесу закопали подделку

19 ноября Фетику сообщила журналистам, что анонимное письмо ей прислали режиссеры Барт Баль и Ив Дегриз, основатели театральной компании Berlin из Антверпена. Они же закопали подделку под Пикассо в румынском лесу.

Акция с поисками пропавшей картины — часть их нового проекта «True Copy» («Подлинная копия»). Этот проект посвящен Герту Яну Янсену, голландскому художнику, подделавшему более полутора тысяч картин известных живописцев, в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса и Марка Шагала, и заработавшему на продаже подделок миллионы долларов. В 2000 году французский суд приговорил Янсена к одному году тюрьмы, а все его картины постановил уничтожить. Отбыв заключение, художник продолжил писать копии известных картин, но стал подписывать их своим именем.

Почему режиссеры решили привлечь внимание к своей работе, обманув писательницу, они не объясняют. На сайте театральной компании авторы написали, что дадут официальный комментарий после того, как им удастся лично поговорить с Фетику и Уэстерманом.

Уэстерман рассказал журналистам, что история с подделкой кажется ему отличной шуткой и что он посмеялся над своим «незапланированным участием в арт-проекте». Но Фетику, по его словам, восприняла это совсем не так и все еще «очень зла».

Александра Зеркалева