Перейти к материалам
Певица Асмик Григорян исполнила в 2018 году партию Саломеи, и это был один из главных моментов фестиваля в Зальцбурге
истории

Возвращение Гергиева, Моцарт от Курентзиса, оперетта и живая лошадь Чем интересен Зальцбургский фестиваль и зачем на него ехать в 2019 году

Источник: Meduza
Певица Асмик Григорян исполнила в 2018 году партию Саломеи, и это был один из главных моментов фестиваля в Зальцбурге
Певица Асмик Григорян исполнила в 2018 году партию Саломеи, и это был один из главных моментов фестиваля в Зальцбурге
MMV / ddp / Vida Press

14 ноября стала известна программа Зальцбургского фестиваля-2019 — он пройдет с 20 июля по 31 августа 2019 года. Австрийский фестиваль, основанный в 1920 году, считается одним из самых престижных и интересных в мире. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Дмитрий Ренанский рассказывает, какие премьеры покажут в Зальцбурге следующим летом и где их искать потом — а также почему в Зальцбург с каждым годом приезжают все больше зрителей из России.

Как Зальцбургский фестиваль стал самым престижным (и дорогим) в мире?

За 43 дня на Зальцбургском фестивале-2019 пройдут 199 спектаклей и концертов; его бюджет составит 61 миллион евро — причем больше половины этой суммы организаторы в 2018 году заработали на продаже билетов (раскупленных за считанные недели). Билеты рекордно дороги даже по западным меркам: на оперные спектакли цены на них доходят до 440 евро, на концерты — до 350 евро. Для сравнения: самый дорогой билет на премьеру в Парижскую оперу в 2018 году стоит 230 евро, в Берлинскую государственную оперу — 275 евро.

Структура фестиваля не меняется уже много десятилетий. В центре программы — оперные премьеры (обычно четыре-пять каждый год), их фоном служат классические концерты лучших исполнителей мира. Эта модель сложилась в эпоху правления легендарного дирижера Герберта фон Караяна, возглавлявшего Зальцбургский фестиваль на протяжении 33 лет вплоть до смерти в 1989 году.

Его преемник, бельгийский режиссер Жерар Мортье, посвятил 1990-е борьбе с буржуазными традициями Зальцбурга: он сделал ставку на радикальную оперную режиссуру и сумел превратить фестиваль из закрытого аристократического клуба в интеллектуальный центр объединенной Европы. После ухода Мортье в 2001 году на фестивале началась смута: интенданты менялись один за другим, и форум в отсутствии внятной художественной политики стремительно терял престиж.

Все изменилось в 2017-м с назначением на пост худрука австрийца Маркуса Хинтерхойзера — профессионального пианиста и опытного куратора, начинавшего карьеру в Зальцбурге с руководства концертной программой фестиваля. Год назад манифестом нового интенданта стала оперная афиша, которую украшали имена, которые чаще можно встретить на Венецианской биеннале, чем на музыкальной сцене: «Аиду» Джузеппе Верди поставила иранский фотограф Ширин Нешат, а «Воццека» Альбана Берга — южноафриканский художник Уильям Кентридж. 

Хинтерхойзер не побоялся снова превратить Зальцбург в смотр актуального искусства — и выиграл: фестиваль вернул себе репутацию важнейшего культурного института Европы, а выручка от продажи билетов в первый же сезон выросла на 1,6 миллиона евро. Этому поспособствовали и зрители из России, которых на фестивале с каждым годом становится все больше, — их привлекает обилие русских и русскоязычных артистов, приглашенных Хинтерзойзером. В минувшем году героями форума стали сопрано Анна Нетребко и дирижеры Теодор Курентзис и Марис Янсонс.

Важную роль в культивации этой моды сыграло Общество российских друзей Зальцбургского фестиваля, основанное в 2013 году девелопером и владельцем ярмарки современного искусства Viennacontemporary Дмитрием Аксеновым — с его подачи посещение Зальцбурга стало для отечественной элиты таким же обязательным пунктом светской программы, как поездки в Куршевель и Канны. Летом 2018-го в числе гостей Зальцбургского фестивая были президент «Русала» Олег Дерипаска, гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и журналист Леонид Парфенов, посвятивший фестивалю один из сюжетов в своем видеоблоге «Парфенон».

Что (главное) покажут на Зальцбургском фестивале-2019?

«Идоменей» Моцарта. Режиссер — Питер Селларс; дирижер — Теодор Курентзис

Скальный манеж, c 27 июля

После триумфальной премьеры в Зальцбурге «Милосердия Тита» Моцарта в постановке Питера Селларса и Теодора Курентзиса летом 2017 года мировая пресса заговорила о том, что с приходом Маркуса Хинтерхойзера в истории форума началась новая эпоха. Два года спустя американский режиссер и греческий дирижер вновь встретятся на фестивале. Селларсу и Курентзису предстоит пересказать историю участника Троянской войны, который во время бури пообещал Нептуну принести в жертву первого, кого он увидит, благополучно высадившись на берег, — этим несчастным в итоге оказывается его собственный сын. На сцене — хор musicAeterna Пермской оперы и международная команда певцов во главе с Расселлом Томасом. В оркестровой яме — Фрайбургский барочный оркестр, один из самых авторитетных в мире специалистов по historically informed performance.

«Медея» Луиджи Керубини. Режиссер — Саймон Стоун; дирижер — Томас Хенгельброк

Большой фестивальный дворец, c 30 июля

Еще один герой фестиваля-2017, возвращающийся в Зальцбург, — 34-летний Саймон Стоун, успешный клипмейкер из Австралии, за несколько лет ставший одним из самых востребованных режиссеров в Европе: в 2018 году он выпускает премьеры в «Берлинер Ансамбле», венском Бургтеатре и парижском Одеоне. За пультом Венского филармонического оркестра — Томас Хенгельброк, эксперт по барочному и классицистскому репертуару, идеальная кандидатура для постановки партитуры Керубини 1797 года. «Медею», любимую оперу Марии Каллас, не поставить без участия выдающейся певицы, которая по совместительству должна быть большой актрисой: в спектакле Стоуна этот вызов примет болгарское сопрано Соня Йончева, минувшим летом выступавшая в Зальцбурге в «Коронации Поппеи» Монтеверди.

«Альцина» Георга Генделя. Режиссер — Дамиано Микелетто; в главной роли — Чечилия Бартоли

Дом Моцарта, с 8 августа

За несколько месяцев до старта летнего фестиваля в Зальцбурге проходит его дочерний проект — Pfingstfestpiele, музыкальный форум, приуроченный к христианскому празднику Пятидесятницы. С 2011 года им руководит оперная певица Чечилия Бартоли, и последние семь лет кульминацией фестиваля исправно становится премьера, заточенная специально под итальянскую диву. После показов на Pfingstfestpiele Бартоли обычно повторяет свой бенефис в программе «большого» фестиваля. Нынешний год не будет исключением: премьеру «Альцины» дважды покажут в июне и четыре раза — в августе. Оперу, написанную Генделем по одному из эпизодов «Неистового Роланда» Ариосто, в котором коварные сестры-волшебницы Альцина и Моргана превращают своих поклонников в животных и деревья, поставит режиссер Дамиано Микелетто.

«Эдип» Джордже Энеску. Режиссер — Ахим Фрайер; дирижер — Инго Мецмахер

Скальный манеж, c 11 августа

Все спектакли 84-летнего патриарха немецкой сцены и ученика Бертольта Брехта Ахима Фрайера похожи между собой: пустые подмостки; босоногие певцы с выбеленными лицами, выверенные жесты которых вписаны в жесткую формальную конструкцию режиссера-дизайнера. В середине 1990-х Фрайер поставил в Зальцбурге моцартовскую «Волшебную флейту», сыгранную на цирковой арене, — и этот спектакль вошел во все учебники музыкального театра. Через двадцать с лишним лет фестиваль опять ждет от него режиссерского мастер-класса: со времен мировой премьеры в 1936 году «Эдип» румынского классика Джордже Энеску ставился всего несколько раз. Эталонной трактовки ждут и от дирижера Инго Мецмахера: он умеет не только стряхнуть с оперных раритетов архивную пыль, но и отполировать их до блеска.

«Орфей в аду» Жака Оффенбаха. Режиссер — Барри Коски; дирижер — Энрике Маццола

Дом Моцарта, с 14 августа

В афишах Зальцбурга на каждое малоизвестной широкой публике название приходится гарантированный кассовый хит. В программе будущего года одним из таких хитов точно станет «Орфей в аду», поставленный худруком берлинской «Комише опер» Барри Коски, главным мастером легкого жанра на сегодняшней европейской сцене. В последний раз оперетта как таковая звучала на фестивале 19 лет назад: это была «Прекрасная Елена» — тоже Оффенбаха — в постановке легендарного интенданта Жерара Мортье.

«Симон Бокканегра» Джузеппе Верди. Режиссер — Андреас Кригенбург; дирижер — Валерий Гергиев

Большой фестивальный дворец, с 15 августа

Главная сенсация Зальцбурга-2019 — возвращение Валерия Гергиева: в 2010-е он регулярно гастролировал на фестивале с концертными программами, но в качестве музыкального руководителя спектакля худрук Мариинского театра в последний раз выступал здесь в 2007 году. 11 лет назад Гергиев был единственным российским резидентом Зальцбурга; сегодня в фаворитах форума ходят его молодые (по меркам дирижерской профессии) коллеги Владимир Юровский и Теодор Курентзис — так что отстаивать свое реноме ему придется в сильно изменившихся условиях. Оперу Верди о пирате, ставшем генуэзским дожем, ставит немецкий режиссер-экспрессионист Андреас Кригенбург.

«Саломея» Рихарда Штрауса. Режиссер — Ромео Кастеллуччи; в главной роли — Асмик Григорян

Скальный манеж, с 25 августа

О том, что эту премьеру Зальцбурга-2018 вернут на сцену в следующем году, заговорили еще прошедшим летом. Сопрано из Литвы Асмик Григорян в заглавной партии сделала «Саломею» самым дефицитным спектаклем фестиваля: билеты на все семь показов были раскуплены за много месяцев до начала. Григорян пропускает музыку Рихарда Штрауса через все тело, транслируя в зал ее чувственность и физиологичность: она принадлежит к тому редкому числу бескомпромиссных и жертвенных артистов, которых в старом театре с восхищением называли «животными сцены». А постановка итальянского режиссера-визионера — это просто сплошной полуторачасовой поток метафор и аттракционов — с живой лошадью и молочным озером, в котором купается иудейская принцесса Саломея.

А можно будет все это еще где-нибудь посмотреть и услышать?

Идея эксклюзивности и уникальности репертуара — основа зальцбургской философии. Дорогостоящие премьеры, создаваемые специально по заказу фестиваля, показывают шесть-семь раз, чтобы затем навсегда снять с репертуара. Случаев, когда даже самые коммерчески успешные постановки возвращались на сцену, за всю историю наберется не так много: так было, например, с «Дон Жуаном» дирижера Николауса Арнонкура и режиссера Мартина Кушея (2002), возобновлявшегося в 2003 и в 2006 годах, в этом году так будет с «Саломеей» Кастеллуччи — но все это скорее подтверждающие правило исключения.

Однако нередко фестивальные спектакли впоследствии продолжают свою жизнь на сценах других театров, даже если изначально они не значились в числе сопродюсеров: Зальцбург — еще и ежегодная арт-биржа, на которой совершаются крупнейшие в оперном мире сделки. При этом все лучшие постановки записываются, издаются на DVD и становятся доступны на стриминговых платформах — уже сейчас на Medici.Tv можно посмотреть «Саломею», «Коронацию Поппеи» и другие спектакли Зальцбурга-2018.

Дмитрий Ренанский