Игоря Талькова застрелили 27 лет назад. Это одно из самых громких убийств в истории России — и теперь его снова расследуют
13 ноября Управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу сообщило, что возобновило расследование уголовного дела об убийстве музыканта Игоря Талькова. Правоконсервативного певца застрелили из пистолета 6 октября 1991 года в ходе ссоры из-за порядка выступлений на эстрадном фестивале; за последующие годы убийство обросло массой слухов и гипотез — и превратилось в одно из самых громких преступлений в новейшей истории России. «Медуза» рассказывает, кем был Тальков, как он умер и почему расследование возобновляют через 27 лет после преступления.
Кто такой Игорь Тальков?
Уроженец Тульской области, недоучившийся в местном пединституте, Тальков начинал заниматься музыкой в середине 1970-х. Он выступал в советских ресторанных ВИА, например, играл на бас-гитаре в группе Александра Барыкина в сочинской гостинице «Жемчужина». Затем была масса других эстрадных ансамблей — в том числе группа Людмилы Сенчиной и ансамбль Стаса Намина. В середине 1980-х Тальков стал вокалистом группы «Электроклуб», созданной композитором Давидом Тухмановым. Его напарницей была будущая звезда российской эстрады Ирина Аллегрова.
Первую славу Талькову как солисту принесла песня того же Тухманова «Чистые пруды» — лиричный романс о Москве, который певец исполнил в эфире советской «Песни года» в 1987 году. Вскоре Тальков ушел из «Электроклуба» и создал собственную группу, чтобы исполнять свои песни. Они были совсем другими, чем те, что Тальков пел раньше: сам певец сочинял злободневную социальную лирику резко антикоммунистического толка.
Довольно быстро Тальков стал популярен именно как гражданский исполнитель. Идеологически его песни примыкали к тогдашней советской консервативной оппозиции: Тальков резко негативно отзывался о большевиках, много пел о религии и о том, что беды России связаны с ее отступлением от церкви; были у него и песни о казаках и героях Белого движения, и о политических дискуссиях, шедших в тот момент в России.
Тексты песен Талькова отличались максимальной прямотой и плакатностью; он регулярно утверждал, что действующие власти страны пытаются запретить его музыку и не пускают его в эфир. Как это вообще характерно для перестроечной эстрады, некоторые из песен Талькова довольно трудно понять вне конкретной новостной повестки своего времени — так, в песне «Господин президент», адресованной лично президенту (тогда еще РСФСР) Борису Ельцину, есть, например, такие строчки: «Старый волк КПСС в овечью шкуру влез, / Чтоб вписаться в поворот, подсуетился, / Поменяв „СС“ на „Р“, овца ДКПР [Демократической коммунистической партии России] / Волчьей пастью попытается вцепиться в трон».
В конце 1980-х Тальков со своим ансамблем начал активно гастролировать; популярности ему добавила и изданная огромным тиражом пластинка «Россия» (в заглавной песне Тальков, в частности, пел, что «долго силился понять, как ты [Россия] могла себя отдать на растерзание вандалам»). В августе 1991 года, когда в Москве происходил путч ГКЧП, Тальков выступал с политическими песнями на Дворцовой площади в Ленинграде; участвовал он и в праздничном концерте у Белого дома 31 августа. Его концерты часто превращались в почти что спектакли на злобу дня — с персонажами, декорациями и прочей соответствующей атрибутикой. Так, концертная программа «Суд» начиналась со строчек о том, что «Генофонд уничтожен, / Потрудились вожди-палачи / Сделать все, что возможно, / Чтоб Россия уже никогда / Не смогла разогнуться».
За генофонд Тальков вообще активно переживал, — в частности, писал, что, изучая сионизм, он понял, «кому был нужен октябрьский переворот, уничтожение веры, борьба с православием, истребление генофонда и одебиливание масс». В том же тексте Тальков отвергал обвинения в антисемитизме, писал, что его идеалом является Иисус Христос, и цитировал следующие тезисы о причинах Октябрьской революции: «В момент скатывания Земли в предыдущий неузловой микроярус столетней цикличности произошло событие непредвиденное и роковое — были повреждены защитные, установленные высшими силами инфернобарьеры и психополя, в результате чего над территорией России в предохраняющем слое образовалась дыра, связующая Земной Мир с Миром Потусторонним».
По состоянию на осень 1991 года Тальков был успешным певцом — достаточно популярным, чтобы выступать по всей стране и быть одним из хедлайнеров эстрадного фестиваля.
Как и когда убили Талькова?
6 октября 1991 года в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» проходил сборный эстрадный концерт, организованный продюсерской фирмой «ЛИСʼС». Выступали на нем, в частности, Олег Газманов, Женя Белоусов, кабаре-дуэт «Академия» — и Игорь Тальков, который, как впоследствии рассказывал один из музыкантов его группы, должен был исполнить ту самую песню «Господин президент».
Версия событий, принятая следователями, которые занимались расследованием убийства Талькова, звучит так. По предварительной договоренности Тальков должен был выступать в «Юбилейном» предпоследним — непосредственно перед Олегом Газмановым. Перед ним должна была выступать певица Азиза (Азиза Мухамедова; не путать с Айзой Анохиной, взявшей себе это сценическое имя в 2018 году). Еще до приезда Талькова на площадку телохранитель Азизы Игорь Малахов настоял на том, чтобы Азиза выступала после Талькова.
Узнав об изменении очередности выступлений, Тальков отправил своего директора Валерия Шляфмана выяснять, что произошло. Вернувшись в гримерку, Шляфман сказал певцу, что Малахов ему нахамил и отказался слушать. После этого Тальков попросил позвать Малахова в свою гримерку и поговорил с ним на повышенных тонах. Охранники певца вывели Малахова в коридор.
Оказавшись в коридоре, Малахов достал оружие (существует версия, что Шляфман его спровоцировал). Шляфман вернулся в гримерку и сказал об этом Талькову, который тоже вышел в коридор со своим газовым пистолетом и два раза выстрелил в направлении Малахова. Тот ответил двумя выстрелами из револьвера (но ни в кого не попал); началась потасовка. Охранники Талькова сбили Малахова с ног; сам певец начал бить оппонента рукояткой пистолета по голове. На шум прибежала Азиза, которая попыталась защитить Малахова.
В какой-то момент из револьвера Малахова был сделан еще один выстрел. Пуля попала в Талькова, задев сердце и легкое; он умер через несколько минут. Концерт в «Юбилейном» был прерван.
Игоря Малахова через три дня после убийства объявили во всесоюзный розыск; потом он добровольно сдался в милицию — однако по результатам экспертиз выяснилось, что выстрелить в Талькова мог только Шляфман. Малахову в итоге дали 2,5 года условно за незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия; в 2016 году он умер.
Шляфману, который в феврале 1992 года уехал в Израиль и вскоре сменил фамилию (теперь его зовут Валерий Высоцкий), заочно предъявили обвинение в убийстве по неосторожности; российская прокуратура несколько раз пыталась добиться проведения следственных действий в отношении бывшего директора Талькова в Израиле, но так и не смогла. Сам мужчина заявлял, что виновным в убийстве себя не считает.
Какие еще были версии убийства Талькова?
За следующие несколько лет было выдвинуто немало версий убийства Игоря Талькова. Ни одна из них не была подтверждена. Об убийстве выходило множество телепередач, документальных фильмов, книг и интервью.
В ноябре 1991 года «Вечерняя Москва» (а за ней еще ряд изданий) со ссылкой на петербургскую прокуратуру писала, что убийство было «умело спровоцировано целым рядом лиц, фамилии которых известны», а «наказание виновных в задачу „органов“ не входило». Фамилии этих лиц так никогда и не были названы. Знакомые и близкие Талькова неоднократно утверждали, что певец предчувствовал свою смерть и что у него был конфликт с неизвестными людьми. Вдова Талькова предполагала, что Шляфмана специально «внедрили» в коллектив, чтобы провоцировать музыкантов.
Издание «ВокругТВ» называло основную версию «политической»: «Дерзкие песни Талькова не были угодны властям». Продюсер Марк Рудинштейн говорил, что Талькова могли убить из-за конфликта с продюсером фильма «Иван Грозный» Исмаилом Таги-заде, якобы связанным с криминалом. Тальков снялся в фильме, но продюсер не допустил его до озвучивания.
Еще одну версию выдвигали представители националистических движений, к которым был близок Тальков. В 1992 году глава общества «Память» Дмитрий Васильев настаивал, что Талькова застрелили за то, что «он пел слишком русские песни». В качестве одного из аргументов в пользу этой версии упоминался отъезд Валерия Шляфмана в Израиль. Тальков и в 2000-х годах оставался важным культурным символом для националистического движения — хоругвь с его портретом несколько лет подряд была обязательным атрибутом ежегодных «Русских маршей»; музей Игоря Талькова располагается в Москве рядом с Фондом славянской письменности и культуры, который был создан в конце 1980-х по инициативе консервативных писателей и с благословения патриарха Алексия II.
Возобновление расследования — это вообще нормально? А как же срок давности?
В статье 78 Уголовного кодекса РФ расписано, какой срок давности имеет каждое преступление. Убийство относится к особо тяжким, срок давности по нему составляет 15 лет — при этом он может быть приостановлен, если преступник скрывается (Шляфман, например, был объявлен в розыск), и возобновлен, если преступник пойман или явился с повинной. По сути, этот термин в данном случае носит абстрактный характер: по заявлению родственников убитого срок может продлеваться на неопределенное количество лет — для этого нужно только соответствующее решение суда. На основании этих норм в современной России вновь открывалось и расследовалось, например, убийство царской семьи. В случае с Тальковым основанием для возобновления расследования стало заявление вдовы музыканта Татьяны о признании ее потерпевшей — ранее таковой считалась мать музыканта, но она умерла.