«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»: эталонное продолжение волшебной саги — с Джонни Деппом и Джудом Лоу
15 ноября в российский прокат выходит фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» — вторая часть кинофраншизы о приключениях волшебника Ньюта Саламандера по сценарию Джоан Роулинг. В нем, помимо Эдди Редмэйна в главной роли, сыграли Джонни Депп (Геллерт Грин-де-Вальд) и Джуд Лоу (Альбус Дамблдор). Действие фильма разворачивается в Европе 1930-х годов — в той же вселенной, что книги и фильмы о Гарри Поттере, но за 60 лет до описанных в них событий. Кинокритик «Медузы» Антон Долин заранее посмотрел картину и уверен, что, даже без всяких скидок на активный маркетинг, у создателей «Фантастических тварей» получился безусловный — оригинальный, драматичный и захватывающий — блокбастер.
Разумеется, этот фильм в рекомендациях не нуждается. Будь он в тысячу раз лучше или хуже, на кассовых сборах (по меньшей мере в первый уикенд) это не скажется. Студия Warner Bros. запустила колоссальную машину по раскрутке франшизы, в которой фильмы — лишь одно из звеньев, и не факт, что самое важное. В любом случае, уже известно, что у «Фантастических тварей» будет пять частей, растянется все это лет на десять, и лишь настоящая катастрофа может заставить продюсеров дать задний ход.
Однако приходится констатировать: вне связи с будущими кассовыми победами «Преступлений Грин-де-Вальда» и вопреки лавинообразному маркетингу, способному скорее отвратить от просмотра, чем привлечь, перед нами прекрасное кино. Драматургически, визуально, музыкально это эталонный современный блокбастер, способный объединить зрителей разных поколений, — а этого качества нет даже у большинства хитов Marvel или новейших «Звездных войн». У фильма только один ощутимый недостаток: его ни в коем случае нельзя смотреть тому, кто не видел или не помнит первую серию. Каждая глава «Фантастических тварей» — часть цельного и гармоничного замысла (пока явленного лишь отчасти); даже в томах и сериях «Гарри Поттера» было больше автономности.
«Фантастические твари» вообще по многим статьям выигрывают у «Гарри Поттера». Речь, разумеется, не о книгах, а только о серии фильмов. Там режиссеры никак не могли угнаться за фантазией Джоан Роулинг, вынужденно комкали важные темы и пренебрегали деталями. Причем самые смелые из них — тот же Альфонсо Куарон, снявший «Узника Азкабана», — во франшизе не приживались, а старательный оппортунист Дэвид Йейтс, во всем исполнявший пожелания студии, оказался долгожителем. Все-таки «Гарри Поттер» — великое литературное произведение, а одноименная серия фильмов — качественные экранизации, не более.
«Фантастических тварей» тоже ставит Йейтс, но его не узнать. Будто подпитавшись каким-то магическим зельем или съездив в турпоездку в Хогвартс, он начал снимать яркие, напряженные, небанальные и монументальные сказки, способные по-настоящему удивлять и даже шокировать — не только спецэффектами, но и неожиданными сюжетными поворотами, серьезностью затронутых вопросов и недетским драматизмом отдельных эпизодов.
Впрочем, тут есть простое объяснение. «Гарри Поттера» ставили по книгам Роулинг: это была интерпретация, дубликат оригинала. «Фантастические твари» и есть оригинал, не имеющий литературного прототипа; благодаря этому сама Роулинг плавно перешла из стана писателей в стан кинематографистов. Это не фильм Йейтса, а как минимум фильм Йейтса и Роулинг.
Теперь, когда главное сказано, можно переходить к содержанию — или тому, что фанаты неизбежно окрестят спойлерами.
«Преступлениям Грин-де-Вальда» задает тон первая же сцена, весьма эффектная и ничуть не умилительная, почти заставляющая забыть о симпатичных кротоутконосах нюхлях и их хозяине, застенчивом маге-зоозащитнике Ньюте Саламандере. Атмосфера самая что ни на есть готическая, романтическая, роковая: ночь и гроза, бушующая над водами и землями. Самого опасного волшебника в мире Грин-де-Вальда собираются переводить из одной тюрьмы в другую. Понятно, что такая операция может закончиться единственным возможным образом: побегом.
Итак, теперь разноглазый всесильный альбинос с замашками и харизмой фюрера вырвался на свободу и окопался в Париже — в параллельном мире столица Франции тоже считается пристанищем для свободолюбивых изгоев. Чувствуя опасность, маги двух континентов отправляют на его поиски своих ищеек. Больше всего их интересует даже не сам порочный волшебник, а таинственный юноша по имени Криденс. Его происхождение остается тайной за семью печатями, при этом заключенная в нем сила способна разрушить весь мир. Если Грин-де-Вальд — здешний Гитлер, то Криденс — его вымечтанная ядерная бомба. Именно поэтому маги-спецслужбисты не собираются долго вести с Криденсом разговоры — опасность надо попросту уничтожить.
Только прозорливый учитель по защите от темных сил в школе Хогвартс — Альбус Дамблдор — хочет найти молодого человека и убедить того перейти на светлую сторону. При этом сам он на поиски отправиться не может: его удерживает данное давным-давно обещание. За Криденсом и Грин-де-Вальдом отправляют Саламандера — хрупкого на вид волшебника, который ничего не боится. Кроме исчезновения редких видов магических тварей.
В отличие от предыдущего, этот фильм при всем желании невозможно ни принять, ни выдать за безобидную экологическую сказку об укрощении неслыханных зверей. И самих тварей здесь, увы, маловато. Есть пара ярких эпизодов в чемоданчике Саламандера (там у него спрятан собственный зверинец для исчезающих видов). Есть великолепная сюжетная линия, связанная с китайским полудраконом-полульвом зуву, а также эпизодические явления японского водяного каппы и кошек-убийц матаготов. У нюхля будет свой триумфальный выход, но его придется дождаться.
В остальном «Преступления Грин-де-Вальда», в полном соответствии с названием, — великолепный бульварный кинороман, перерастающий в готическую повесть о скрытых корнях, родовом проклятии и возмездии за грехи. Что не мешает, а даже помогает фильму одновременно с этим быть остросоциальным памфлетом на тему расизма и его привлекательности — в том числе для самых безобидных граждан. Некоторые персонажи, к сожалению зрителя, добровольно перейдут в лагерь отменного оратора Грин-де-Вальда. Но за Ньюта можно не волноваться. Он способен принять любых тварей такими, какие они есть, идеи геноцида или сегрегации ему изначально отвратительны.
Есть еще одна — элементарная — причина, по которой «Фантастические твари» значительно сильнее фильмов о Гарри Поттере. Там ставка была сделана на симпатичных детей-актеров, не каждый из которых вырос в большого артиста; здесь на главные роли сразу брали сильных исполнителей. Говоря попросту, лауреат «Оскара» Эдди Редмэйн интереснее и глубже Дэниела Рэдклиффа во много раз. Да и Кэтрин Уотерстон — недаром открытая Полом Томасом Андерсоном — незаурядная артистка. Джуду Лоу идеально подходит роль профессора Дамблдора. Для Джонни Деппа образ Грин-де-Вальда, предельно непохожего — не только внешне, но и по темпераменту — на капитана Джека Воробья, настоящее спасение. Отличный артист давно стал пленником своей самой успешной работы, а здесь впервые за долгие годы как будто чувствует себя свободным. Хочется пожелать Грин-де-Вальду прожить на экране подольше; право, он ничуть не слабее Волан-де-Морта в интерпретации Рэйфа Файнса.
Особенный шик в «Преступлениях Грин-де-Вальда» — визуальный ряд, за который отвечала, как всегда, гигантская команда специалистов. Отдельно хочется сказать про работу французского оператора Филиппа Русло. Он начинал карьеру в малобюджетных драмах Жана Жака Бенекса, снимал невероятную «Королеву Марго» для Патриса Шеро. Для него, давно работающего вдали от родины, эта картина — полноценное возвращение домой. Наверное, поэтому не оторвать глаз от Эйфелевой башни или Монмартра 1930-х годов, а от кульминации на кладбище Пер-Лашез буквально бросает в дрожь. Когда же Грин-де-Вальд созывает единомышленников на сходку, весь Париж вдруг покрывается воздушными траурно-черными драпировками. Каким бы коммерческим и мейнстримным ни был фильм Роулинг и Йейтса, это одна из самых красивых сцен, рожденных кинематографом в 2018 году.