«Простая просьба»: режиссер «Копов в юбке» снял комедийный феминистский триллер с двойным дном И его стоит посмотреть (рассказываем без спойлеров!)
В российский прокат выходит картина «Простая просьба» Пола Фига — режиссера «Девичника в Вегасе», «Охотниц за привидениями» и «Копов в юбке». Фильм рассказывает о двух героинях: одна оказывает другой простую услугу, после чего та бесследно исчезает. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что Анна Кендрик и Блейк Лавли сыграли здесь свои лучшие роли, а фильм, несмотря на свое неприметное название, очаровательный.
Вряд ли у «Простой просьбы» будут рекордные сборы, что очень жаль: фильм в своем роде выдающийся и уж точно заслуживающий внимания. Увы, у нас плохо знают обеих артисток — и «простушку» Анну Кендрик («Мне бы в небо», «Сумерки»), и «эмансипе» Блейк Лайвли («Светская жизнь», «Отмель»), которые тут сыграли, вероятно, самые выразительные и необычные свои роли. К тому же, название «Простая просьба» кажется слишком блеклым, хотя является довольно точным переводом оригинального «A simple favor». Окрестили бы лучше «Маленьким одолжением».
Именно о нем шикарная блондинка, пресс-секретарь нью-йоркского модного дома Эмили (Лайвли), просит наивную брюнетку-домохозяйку, ведущую видеоблога «Для мамочек» Стефани (Кендрик). Их сыновья ходят в одну и ту же школу, а Эмили задерживается на работе — почему бы Стефани не присмотреть за детьми? Однако вечером Эмили не объявляется, ее телефон отключен, а секретарша уверяет, что та укатила на неделю в Майями. Когда из вынужденной поездки в Англию (мама сломала ногу) возвращается муж Эмили, перспективный молодой писатель Шон (Генри Голдинг), они со Стефани обращаются в полицию, и та начинает искать пропавшую мамочку. Обаятельная комедия нравов резко превращается в гнетущий грозный триллер в духе «Исчезнувшей» — и с похожими парадоксальными сюрпризами, волшебным образом не теряя при этом своего юмора и легкомысленности.
Не хочется убивать удовольствие от фильма спойлерами: сделан он очень хорошо, но все же традиционно, если не считать действительно неординарных актерских работ, так что резкие повороты интриги, рассказанной увлекательно и изобретательно, остаются главным достоинством «Простой просьбы». Обойдемся намеками. Каждая из двух героинь обнаружит второе дно, а чуть позже — третье и четвертое. Картина удачно продолжает бесконечный ряд триллеров о блондинке и брюнетке (от «Головокружения» до «Малхолланд драйва») с полагающимися лесбийскими обертонами, соперничеством и двойниками. Включатся в фабулу и обязательная составляющая любовного треугольника, и детские травмы, и, конечно, скелеты в шкафу. Адюльтером дело не обойдется — дойдет до инцеста и даже убийства. Американские критики будут вспоминать Хичкока и Финчера, а европейские — Озона, Полански и напрямую процитированного в фильме Анри-Жоржа Клузо. Недаром же саундтреком к этой как-бы-чисто-американской истории служат французские шлягеры 1950-1960-х — тех самых лет, когда снимались «Дьяволицы».
Режиссер Пол Фиг — центральная фигура новой волны голливудского феминизма, остроумно и метко осмысляющий из фильма в фильм место женщины в современном обществе и традиционной системе киножанров. Его запоздалый (Фиг пришел в большое кино из сериалов) полнометражный дебют «Девичник в Вегасе» был блестящим ответом на непристойные «мужские» комедии о потере невинности. «Копы в юбках» разбирались с полицейским бадди-муви, «Шпион» — с мифом о Джеймсе Бонде, а «Охотники за привидениями» были женским перевертышем культовой франшизы 1980-х. Та картина показалась не вполне удачной; обаяния первоисточника Фиг не переплюнул. В «Простой просьбе» он возвращается на более привычную ему современную почву и полностью реабилитируется.
Обрамление сперва психологически-комедийной, а потом детективной интриги выпусками блога «для мамаш» позволяет провести обобщение: Фиг рассказывает не о роковых женщинах, его материал — сложность любого человека как такового, и особенно женщин, которых мы привыкли загонять в некое амплуа. Жертвой таких упрощений в разное время, кстати, становились обе артистки. Поэтому и Кендрик, и Лайвли отрываются здесь вовсю — любо-дорого смотреть на актрис, настолько влюбленных в свои роли.
Режиссер хладнокровно игнорирует и поднадоевшую правозащитную повестку, и вообще любой морализм, что редкость для голливудского фильма. Он своих героинь не оправдывает, но очевидно ими любуется, позволяя показать себя и так, и эдак. После чего возвращает нас всех к экрану, сведенному до монитора лэптопа, с которого привычно аккуратная домохозяйка прочитает нам вслух рецепт печенья из цукини. Пока мы будем слушать и записывать, по коже невольно пройдет холодок.