Кабардинцы и балкарцы поссорились из-за битвы 1708 года, которой, возможно, не было. Есть задержанные, омоновцу проломили голову
Группа кабардинских всадников пыталась пройти походом по балкарскому селу. Их не пустили, пришлось вызывать Росгвардию
17 сентября группа из 30 черкесов (они же кабардинцы) отправилась в конный поход на гору Канжаль по случаю годовщины Канжальской битвы — важного события для истории черкесов. Возглавлял группу член Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Ибрагим Яганов.
По пути на Канжаль расположено балкарское село Кенделен — до него группа Яганова добралась 18 сентября. Однако жители деревни отказались пропускать черкесов.
Как сообщило издание «Кавказский узел», всадники вошли в Кенделен днем 18 сентября — однако местные жители отказались выпускать их из села, фактически заблокировав экспедицию. Ранее, по словам источников «Кавказского узла», жители Кенделена предлагали организаторам марша пройти на гору в обход селения — однако те не согласились. Между черкесами и балкарцами начались стычки; на место событий приехали бойцы Росгвардии и представители администрации Кабардино-Балкарии. Участников марша хотели вывезти из села на автобусах, но они отказались. Тогда силовики блокировали Кенделен и не пускали туда людей, приехавших поддержать черкесов. Бойцы Росгвардии открывали огонь в воздух; в результате стычек несколько человек получили травмы. «Коммерсант» указывает, что сотрудники Росгвардии били людей дубинками; в ответ в них летели камни.
В ночь на 19 сентября местные жители организовали в Кенделене дежурство. На следующий день черкесские активисты вновь попытались прорвать оцепление, против них применили слезоточивый газ.
Заведующий сектором средневековой и новой истории Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики Заурбек Кожев в разговоре с «Медузой» изложил несколько другую версию событий, чем фигурировала в «Кавказском узле». По его словам, всадники все-таки изменили маршрут — что и стало катализатором столкновений. «Власти повели себя неадекватно. Всадники заранее дали знать о планирующемся походе и получили разрешение. Но за несколько дней до даты празднования их стали уговаривать не принимать в этом участие какие-то представители власти, — утверждает Кожев. — Число всадников сократилось, а те, кто все-таки отправился, поехали не напрямую по дороге через Кандален, а в объезд по крутому склону. Когда это стало известно, часть кабардинской молодежи восприняла это как неуважение. Это было подогрето провокациями в интернете. И, к сожалению, привело к тому, к чему привело. Молодежь собралась и продемонстрировала, что может пройти [через балкарское село]».
На следующий день конфликт обострился. В Нальчике прошел митинг, у Кенделена произошли столкновения, есть раненые омоновцы
19 сентября у здания правительства Кабардино-Балкарии в центре Нальчика начался стихийный митинг. Его участники требовали от властей разобраться, что происходит в Кенделене. На площадь стянули несколько десятков полицейских; позже к протестующим вышел республиканский министр по делам национальностей Кабардино-Балкарии Анзор Курашинов — после разговора с ним митингующие разошлись, а двух задержанных активистов отпустили без составления протокола.
В тот же день сторонники балкарского конного похода пытались прийти на подмогу к его участникам в Кенделен. Это привело к столкновениям с полицейскими в районе села Заюково (там было установлено оцепление, которое попытались прорвать протестующие), а также на Баксанском посту ДПС — там, как утверждается в местных СМИ, были задержаны несколько десятков человек. «Кавказский узел» сообщает со ссылкой на МВД, что в Заюково получили травмы два бойца ОМОНа — одному из них камень попал в голову, другой попал под машину.
При этом организатор конного похода Ибрагим Яганов еще днем 19 сентября объявил, что экспедиция закончена. Он опубликовал в своем фейсбуке видео с подписью «Конный переход в честь Канжальской битвы успешно завершен. Лошади в конюшне». На вопросы «Медузы» Яганов не ответил.
Празднование юбилея Канжальской битвы часто приводит к столкновениям. Для кабардинцев это часть идентичности; балкарцы считают, что битвы не было
«У нас с 1990-х годов все время проблемы с этим конным походом», — говорит «Медузе» черкесский этнограф, попросивший не указывать свою фамилию. Как объясняет собеседник, Канжальская битва — значимое событие для черкесского фольклора: «Это не просто часть истории, а для многих — часть памяти, равносильная настоящему». Кабардинцы считают, что в 1708 году их предки отказались платить дань крымскому хану, а когда тот попытался их за это покарать — победили его войско, после чего окончательно перестали платить дань. «Некоторые балкарские исследователи считают, что это фейк, что этой битвы не было. При этом на бытовом уровне у нас с балкарцами все нормально, у меня друзья есть балкарцы, — продолжает собеседник „Медузы“. — Короче, когда интеллигенция друг с другом разговаривает, можно подумать, что у нас завтра будет война. Но если взять бытовые взаимоотношения, то у нас все нормально».
«Балкарцы воспринимают любую попытку кабардинцев возродить свою историческую память как угрозу своим национальным интересам», — добавляет Заурбек Кожев из Института гуманитарных исследований. Он утверждает, что часть балкарской элиты недовольна существованием объединенной кабардино-балкарской республики и считает, что интересы балкарцев могут быть полностью защищены только в отдельном субъекте Федерации.
По словам собеседников «Медузы», дополнительным фактором в столкновениях 18–19 сентября могло стать то, что десять лет назад в Кенделене возникли аналогичные проблемы. Жители села тогда также отказывались пропустить участников конного похода, выйдя им навстречу с плакатами «Канжальской битвы не было» и «Застолбить землю не дадим».
«Происходила эта битва или нет — сейчас не так важно», — говорит Екатерина Капустина, кандидат исторических наук и сотрудник отдела этнографии Кавказа в Музее антропологии и этнографии РАН. По ее словам, главная причина — в напряжении между кабардинцами и балкарцами, которое в данном случае усиливается, поскольку территория, на которой, как принято считать, происходила Канжальская битва, сейчас закреплена за балкарскими селами (балкарцы — родственный крымским татарам народ). «Идея, что сейчас кабардинские всадники пронесутся через нашу территорию праздновать какую-то битву, которой, возможно, не было, многими местными жителями воспринимается как попытка символического захвата территории», — заключает Капустина.