Стив Маккуин после «12 лет рабства» снял криминальную драму «Вдовы» — об ограблении, где все идет не так (Спойлер: получилось отлично)
На кинофестивале в Торонто показали фильм «Вдовы» Стива Маккуина — автора «Стыда», «Голода» и «12 лет рабства». На этот раз у режиссера нет ни Майкла Фассбендера, ни явных «оскаровских» амбиций, но его почерк стал только тверже. Картина Маккуина получила высокий рейтинг в Торонто, где ее и посмотрел кинокритик Егор Москвитин.
Первый за пять лет фильм Стива Маккуина начинается с секса и смерти. Герои Виолы Дэвис и Лиама Нисона нежатся в постели, но стоит ему в шутку клацнуть зубами и наброситься на жену, как камера переключается на фургон с вооруженными людьми. Совсем как в клипе Ильи Найшуллера на песню False Alarm музыканта Weeknd, эти люди уходят от полицейской погони. Оторванная дверь оставляет искры на асфальте, винтовки гремят, как в «Схватке» Майкла Манна (все еще лучшем фильме о городских перестрелках), а от пуль хочется спрятаться за сидениями в кинотеатре. Как и предполагает название, погоня закончится тем, что герой Лиама Нисона и все его подельники погибнут, а у вдов — актрисы Виола Дэвис, Мишель Родригес, Элизабет Дебики и Синтия Эриво — начнутся непривычные для них проблемы. Ведь место действия — Чикаго, город, где не прощают долги, не звонят в полицию и не боятся крови.
В одном из округов скоро пройдут выборы олдермена, и на этот пост претендуют два в равной степени отвратительных (впрочем, к концу фильма наше мнение изменится) человека. Первый — потомственный политик Джек Маккален (Колин Фаррелл), выходец из ирландского клана коррумпированных чиновников и расистов. Джек — до поры до времени послушная пешка в руках своего отца Тома (Роберт Дюваль), но его оппонент — чернокожий демагог Джамаль Мэннинг (Брайан Тайри Генри) — еще хуже. Хотя бы потому, что требует от вдов два миллиона долларов, пытает собак и сам держит при себе настоящего цепного пса — брата Джатема (демоническая роль Дэниела Калуя из фильма «Прочь»). Тот умеет убивать медленно и с наслаждением, поэтому героини быстро соглашаются вернуть деньги за своих мужей.
Для этого им придется решиться на ограбление — а фильму столкнуться с некоторым внутренним противоречием. С одной стороны, жанр картины — криминальная авантюра в духе «8 подруг Оушена», а этот киноязык требует максимальной собранности и изящества. С другой стороны, вместо стремительного триллера Стив Маккуин явно хотел сочинить великий американский роман: с политическими интригами, как в чикагском сериале «Босс», с социальными панорамами, как в книге Тома Вулфа «Костры амбиций», с исследованием межрасовых конфликтов, с симпатией к сильным женщинам. Казалось бы, это две несовместимые задачи — но фильму удается решить их обе.
Во-первых, это действительно напряженный, оглушающий, жестокий и непредсказуемый триллер — с благородными героинями, жестокими героями и идеальными декорациями для выяснения их отношений. Синий холод Чикаго напоминает о Лос-Анджелесе из все той же «Схватки» Майкла Манна, а продуманный план преступления — о лучших боевиках-в-которых-все-идет-не-так-как-надо. Музыка Ханса Циммера и сама по себе способна превратить любую криминальную аферу в эпос, но здесь на помощь приходит еще и элегантный плейлист. За кадром звучат А Whiter Shade of Pale и мелодии Нины Симон — певицы, о которой невозможно не думать, когда видишь на экране Виолу Дэвис. Кстати, когда мы в последний раз слышали ее Wild is the Wind в кино? В «Прогулке» Алексея Учителя в 2003 году?
А во-вторых, «Вдовы» оказались серией мощнейших — можно даже сказать, показательных — выступлений нескольких голливудских актрис, которых еще вчера невозможно было представить в одном кадре. Соавтором сценария (в его основе лежит одноименный британский сериал 80-х), кстати, стала Гиллиан Флинн — автор «Исчезнувшей» и «Острых предметов», писательница, едва ли не лучше всех способная конвертировать жгучую боль во вполне конкретные диалоги.
Благодаря Флинн и Маккуину каждая из актрис создает образ, в котором себя наверняка узнает та или иная часть женской аудитории (у «Вдов», между прочим, есть отличный шанс стать самым коммерческим фильмом режиссера, до этого снимавшего совершенно немассовые истории о голоде, похоти и рабстве). Вот Элизабет Дебики рассказывает про судьбу юных красавиц в мире рыночных отношений. Вот Мишель Родригес уверенно выступает в неожиданной роли матери-одиночки, пытающейся наладить небольшой бизнес. Вот Синтиа Эриво изображает девушку, которая все время от чего-то и кого-то бежит — причем в прямом смысле. А вот Виола Дэвис играет женщину, подчиняющую всех своей жестокой воле, — и зрителю до самых титров не дает покоя вопрос, умеет ли она вообще дружить.
Многие темы, которые можно было бы развить в фильме, Маккуин сбрасывает, как балласт. К примеру, «Вдовы» не исследуют сложности межрасовых браков и не описывают сексуальные отношения белого мужчины и черной женщины как слияние сознания и подсознания Америки (как это делали, например, Апдайк в романе «Кентавр» и Спайк Ли в фильме «Лихорадка джунглей»). Политическая гонка, несмотря на бесконечную харизму кандидатов, тоже, к сожалению, почти вся остается за кадром — так что талант Колина Фаррелла фильм тратит вхолостую. Но линия с выборами, пусть и ненавязчиво, все равно указывает и на злоупотребления политкорректностью, и на торжество популизма. Даже коротких сигналов достаточно, чтобы понять, «Вдовы» — большое и серьезное высказывание о современной Америке и тектонических сдвигах в ее культуре.
В свое время на «Оскар» претендовал развлекательный фильм «Тренировочный день» — так что шансы на призы сегодня есть и у Стива Маккуина, и у Виолы Дэвис, хотя жанр и темпоритм фильма вроде бы не предполагают серьезных академических успехов. Зато слишком красивая Элизабет Дебики благодаря «Вдовам» окончательно превратилась в звезду первой величины, Синтия Эриво заявила о себе как об актрисе-воине (как никогда востребованный типаж), а Мишель Родригес напомнила, что умеет превращать медленные драмы в адреналиновые боевики. Смерть мужей, надо признать, этим «Вдовам» оказалась очень к лицу.