Скарлетт Йоханссон сыграет трансгендера. Ее все критикуют — ведь она не трансгендер Впрочем, возможно, и ее героиня не была трансгендером ¯\_(ツ)_/¯
2 июля издание Deadline сообщило, что Скарлетт Йоханссон сыграет главную роль в фильме под названием «Rub & Tug». В основе сюжета — биография Лоис Джин Джилл, питсбургской авантюристки, которая называла себя Данте «Тексом» Джиллом и, возможно, была трансгендером. Снимет картину Руперт Сандерс — режиссер «Призрака в доспехах», где главную роль также исполнила Йоханссон. Новость о запуске «Rub & Tug» в производство вызвала много критики в США: по мнению ряда журналистов и блогеров, трансгендерных персонажей должны играть трансгендерные актеры.
Выбор Йоханссон на роль трансгендерного персонажа раскритиковали журналисты и блогеры. Они считают, что это оскорбительно
Причиной возмущения послужило то, что актриса намерена сыграть трансгендера, будучи цисгендерной женщиной; продюсеров и режиссера, в свою очередь, обвиняли в том, что они не провели кастинг среди трансгендерных артистов, а просто выбрали известную актрису. В твиттере писали, что «Скарлетт Йоханссон нужно перестать так наивно подходить к выбору ролей, а студиям нужно лучше работать», а также что «в мире очень много транссексуальных женщин (вероятно, автор имел в виду трансгендерных мужчин — прим. „Медузы“), и Голливуду нужно просто лучше искать».
Автор Vice Коннор Гэрел обвинил не только Йоханссон, согласившуюся на роль, но и СМИ, в том числе Deadline. Он считает неправильным, что фильм описывается как история «о женщине, которая идентифицировала себя как мужчину», а не о трансгендерном мужчине. Кроме того, Гэрел подчеркивает, что актриса уже подвергалась критике за то, что в 2017 году снялась в картине «Призрак в доспехах» и сыграла героиню, которая по сюжету одноименного комикса должна быть японкой. По мнению журналиста, «с прошлого раза Йоханссон ничему не научилась».
Еще один аргумент журналиста Vice состоит в том, что «цисгендерный актер вряд ли когда-нибудь сможет понять все сложности и нюансы переживаний транссексуалов — а отсутствие пережитого личного опыта вряд ли можно прикрыть париком и макияжем».
Журналист Slate Эван Уркварт, который сам является трансгендерным мужчиной, написал колонку «Почему Скарлетт Йоханссон, играющая мужчину-трансгендера, — это не только оскорбительно, но и необязательно». Основной аргумент, который приводит Уркварт, таков: большинство зрителей и без того убеждены, что трансгендеры — это не настоящие мужчины, а женщины, притворяющиеся мужчинами, и то, что в кино их играют женщины, только подпитывает это ложное убеждение.
«Йоханссон, цисгендерная женщина, известная своей сексуальностью, — очень плохой выбор для этой роли», — пишет автор Slate. Он предлагает и решение проблемы: трансгендерных женщин в кино должны играть обычные женщины, а трансгендерных мужчин, в том числе в фильме «Rub & Tug», — обычные мужчины; только так зрители смогут поверить, что к ним нужно относиться как к настоящим женщинам и мужчинам.
Автор издания Screen Crush трансгендер И. Оливер Уитни, который предпочитает гендерно нейтральное обращение «they» («они»), пишет, что в неверном выборе актрисы на роль виноват прежде всего сценарист фильма Гэри Спинелли. Он описал Джилл как гомосексуальную женщину, в то время как она идентифицировала себя как гетеросексуального мужчину, о чем якобы «свидетельствует быстрый поиск в „Гугле“».
У героя фильма головокружительная биография. Но точно ли она была трансгендером, неизвестно
Немногочисленные публикации о Лоис Джин Джилл в основном выходили в газете The Pittsburgh Post-Gazette. Джилл родилась в Питсбурге в 1931 году. В 1950-х она работала в конюшне местного Шенли-парка: подковывала лошадей, на которых катались посетители парка. В 1960-х Джилл занималась разным мелким бизнесом, который, возможно, прикрывал ее нелегальную деятельность. Позднее в уголовном деле Джилл написали, что уже в 1964 году она предоставляла питсбургским мужчинам услуги проституток.
В 1970-х Джилл стала управлять сетью из трех массажных салонов в Питсбурге, которые служили прикрытием для нелегальной проституции (термином «Rub & Tug», вынесенным в название фильма, обозначаются салоны, где клиентам за дополнительную плату не только делают массаж, но и предлагают сексуальные услуги). Полиция много лет пыталась собрать против нее доказательства — The Pittsburgh Post-Gazette писала, что в 1978 году, когда в один из салонов Джилл нагрянули проверяющие, владелица запустила в лицо приехавшему офицеру торт.
В 1984 году Джилл все-таки арестовали — по обвинению в сокрытии доходов и уклонении от уплаты налогов. Ей грозило 13 лет тюрьмы, но судья согласился сократить срок до трех лет, если подсудимая закроет все три своих массажных салона в течение 24 часов. Джилл согласилась — и вышла из тюрьмы уже в 1987 году. Она прожила до 72 лет и умерла в 2003 году.
Достоверно неизвестно, была ли Джилл трансгендерным мужчиной. В некрологе The Pittsburgh Post-Gazette подчеркивают, что во всех историях о Данте «Тексе» Джилле, которые выходили в газете, когда Джилл была жива, ее называют «женщиной, которая предпочитает, чтобы ее называли мужчиной». Она была невысокого роста, носила мужскую одежду, коротко стриглась и, «возможно, даже прошла начальные этапы по смене пола» (подтверждений этому в открытых источниках «Медузе» найти не удалось). В другой публикации The Pittsburgh Post-Gazette называет Джилл открытой лесбиянкой: она заключила брак на Гавайях со своей партнершей Синтией Бруно, а затем рассталась с ней.
Двоюродный брат Джилл Барри Пэрис в одном из интервью отмечает, что в юности Джилл «была аномалией для своего времени, потому что вынуждена была скрывать свою сексуальность, будучи одинокой женщиной внутри трансгендерного сообщества, которое тогда было в абсолютном подполье».
Это не первый случай, когда актеров и актрис критикуют за то, что они играют трансгендеров. Такое было и с Джаредом Лето
3 июля представители Скарлетт Йоханссон передали изданию Bustle ответ актрисы на критику: «Передайте им, что они могут обратиться за комментарием к представителям Джеффри Тэмбора, Джареда Лето и Фелисити Хаффман». Все перечисленные актеры сыграли трансгендерных героев в кино или на телевидении. Как пишет Independent, все трое столкнулись с упреками в том, что сыграли трансгендеров, будучи цисгендерными людьми, и все позднее публично признали, что в какой-то степени эта критика была справедливой.
Хаффман, в 2005 году сыгравшая главную роль в фильме «Трансамерика» о мужчине, мечтающем сменить пол, в 2014 году сказала, что понимает и поддерживает убеждение, что трансгендерных персонажей должны играть трансгендерные актеры. Лето, в 2014 году получивший «Оскар» за роль трансгендерной женщины в «Далласском клубе покупателей», в 2018-м признался, что, если бы эту роль ему предложили теперь, он бы от нее отказался. Тэмбор, в 2016 году получивший «Эмми» за главную роль отца семейства-трансгендера в сериале «Очевидное», на вручении награды сказал: «Я бы не очень огорчился, если бы стал последним цисгендерным мужчиной на телевидении, который сыграл трансгендера».
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!