«Человек-муравей и Оса»: забавная комедия от Marvel про супергероев-насекомых, которая позволит расслабиться после драматичных «Мстителей» (фух)
В прокат выходит фильм Marvel «Человек-муравей и Оса», снятый Пейтоном Ридом — постановщиком первой части приключений человека-муравья. По мнению кинокритика «Медузы» Антона Долина, новая картина вышла раскованнее, смешнее и динамичнее первой. Осторожно, в тексте есть спойлеры фильма «Мстители. Война бесконечности».
Само словосочетание «человек-муравей» далекие от вселенной Marvel зрители почему-то любят использовать как веский аргумент: совсем они там спятили, даже не до мышей, а до муравьев добрались! Меж тем, уже второй фильм о Человеке-муравье — осознанный жест студии, антидот от гигантомании флагманских проектов. Выбор подобного героя — четкое указание на иронию и почти пародийность, заложенную в матрицу сюжета.
После третьей серии «Мстителей» — пора снять эмбарго на спойлеры и признать, что большую часть главных героев там стерли в мелкую пыль, — фанаты приходили в себя долго. Шок был не меньше, чем от Красной свадьбы в «Игре престолов». Marvel, хладнокровно встречая обвинения в массовом убийстве, действовала по плану: следующим в очереди оказался фильм-детокс — второй «Человек-муравей».
Главной реакцией публики на просмотре будет глуповатый, но искренний смех — хватает и гэгов, и остроумных диалогов, и идиотских ситуаций. Пол Радд (Человек-муравей), один из самых естественных артистов современного Голливуда, ужасно забавен и обаятелен — недаром он начинал карьеру в сериале «Друзья», а потом стал постоянным актером в комедиях Джадда Апатоу. Величественные Майкл Дуглас и Лоуренс Фишборн в ролях безумных ученых-гениев тоже по-домашнему симпатичны, а Майкл Пенья — напарник и друг главного героя — выдает один из лучших комических перформансов в своей карьере. За женскую стать (в соответствии с последними тенденциями героини здесь отважнее героев) отвечают сразу две актрисы: Эванджелин Лилли, она же Оса, и эффектная сериальная актриса Ханна Джон-Кэймен, сыгравшая роль антигероини по прозвищу «Призрак». С другой стороны, настоящих злодеев здесь нет вовсе. А еще никто не умирает. Точнее, почти никто: но здесь есть опасность спойлера, прикусим язык.
Впрочем, сюжет «Человека-муравья и Осы» испортить спойлером крайне сложно. Он утешительно предсказуем и порадует сюрпризами лишь тех, кто не смотрел предыдущую часть и только знакомится с героями. Бывший мошенник, а теперь законспирированный микрогерой Скотт Лэнг отбывает недолгое и нестрашное наказание за нарушение закона — он под домашним арестом, где преспокойно общается с друзьями и воспитывает по выходным обожающую его дочь. Его более дисциплинированная напарница Хоуп, отныне — не просто красавица, а супергероиня Оса, готовится вместе со своим отцом, доктором Пимом, извлечь из межатомного пространства канувшую туда много лет назад мать (в ее роли Мишель Пфайффер). Разумеется, без помощи Скотта обойтись не удастся. Конечно же, на сцене тут же появятся злоумышленники, которые охотятся на передовые разработки доктора Пима и созданные им уменьшающие костюмы.
Невероятно приятно осознавать, что у Скотта и Хоуп нет задачи спасти вселенную. Муравья интересует только контакт с дочкой-хулиганкой, Осу мучает тоска по маме, к тому же, оба с некоторым трудом привыкают к мысли о том, что друг другу симпатичны. Даже негодяи в этом фильме вынашивают планы, лишенные особой амбициозности. Не самый великий режиссер — и Пейтон Рид, поставивший вслед за первым «Человеком-муравьем» вторую часть. Он рядовой честный американский комедиограф, которому (подобно его герою) повезло оказаться в нужный момент в нужном месте: когда студия расторгла контракт с ершистым и независимым британцем Эдгаром Райтом, Рид взял и принял бразды правления. Получилось для первого раза очень неплохо. А для второго — гораздо лучше. Да, «Человек-муравей и Оса» раскованнее, смешнее, динамичнее первой главы. Возможно, потому, что Рид с самого начала делал его как собственный фильм.
Если во втором «Человеке-муравье» и есть какая-то идея, кроме разговора о вечных семейных ценностях и развлечения зрителей, то связана она с относительностью масштаба. По-свифтовски играя с соотношениями размеров, Рид то огорошивает незадачливых преступников гигантскими солонками или конфетами, то сжимает небоскреб до величины скромного чемоданчика. Один герой едет на грузовике как на скейтборде, другая бежит по лезвию летящего по воздуху ножа. Подобных аттракционов в фильме — великое множество, и каждый из них превращает публику в ораву детей, попавших в ярмарочный павильон «Дом великана». Тем более, что многих отправят в детство неизбежные воспоминания о кино 1980-х. К нему отсылает не технологическое мастерство кинематографистов (оно на высоте), а простодушная интонация картины — что-то в духе «Внутреннего пространства» и «Дорогая, я уменьшил детей». Другие зрители помянут Незнайку и «Необыкновенные приключения Карика и Вали». И будут правы.
«Размер имеет значение» — наверное, многие позабыли, из какого фильма пришел этот броский слоган, но саму формулу заучили. Что ж, надо признать, у любого размера — будь ты годзилла или муравей — есть свое очарование.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!