истории

Телеканал RT опроверг свою новость о попытке самоубийства Родченкова. Она оказалась очень похожа на новость с сатирического сайта

Meduza
Netflix

Телеканал RT 27 июня опубликовал новость о попытке самоубийства информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григория Родченкова. Ее перепечатали десятки изданий, обсудили на телеканалах, прокомментировали депутаты Госдумы. А потом оказалось, что это, вероятно, новость с сатирического сайта, выдуманная после победы футбольной сборной России над Египтом.

В своем сообщении о попытке самоубийства Григория Родченкова RT ссылался на вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александра Ионова. Тот утверждал, что информацию, которая «тщательно скрывается американскими спецслужбами», получил от коллег из США.

Ионов описал подробности инцидента, который якобы произошел 19 июня. По его словам, Родченкова в его квартире в Вашингтоне обнаружили сотрудники ФБР, они вызвали службу спасения «911», после чего информатора WADA доставили в психоневрологическую клинику. В квартире Родченкова, как утверждал Ионов, нашли пустые бутылки из-под виски и шесть упаковок транквилизаторов.

Новость быстро подхватили российские СМИ. Корреспонденты РИА Новости нашли источник в правоохранительных органах, который предположил, что Родченков пытался совершить самоубийство из-за иска на 30 миллионов долларов от трех российских биатлонисток — Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой.

Новости о неудавшемся суициде появились и на федеральных телеканалах. Ведущие «России 1» связались с Ионовым — тот повторил сказанное ранее и предположил, что у Родченкова сдали нервы из-за прессинга американских спецслужб. Новость на «Первом канале» вышла с детальным экскурсом в биографию Родченкова. Зрителям рассказали, что информатор WADA уже пытался совершить самоубийство, когда находился в России, и что тогда у него диагностировали реактивный депрессивный психоз.

Комментировать сообщения о попытке самоубийства Родченкова начали политологи и депутаты. «Собаке собачья смерть. Таков путь всех предателей. Я думаю, что и господина Скрипаля в недалеком будущем ждет такая же участь», — заявил вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. Олимпийская чемпионка и депутат Светлана Журова предположила, что Родченков хотел покончить с собой из-за разбитых надежд и «греха, который он взял на душу». Депутат Дмитрий Свищев пообещал вылечить информатора WADA в России — правда, если тот решит покаяться.

Спустя несколько часов, наконец, появилась официальная информация — выступил адвокат Родченкова Джим Уолден. «Российские СМИ сообщили выдуманную новость. Родченков здоров, счастлив и продолжает плодотворно работать с антидопинговыми и правоохранительными органами для дальнейшего выявления коррупции в России», — сказал он.

RT пришлось объясняться. Телеканал признал, что слова Ионова «судя по всему, не подтверждаются», и пообещал больше не доверять ему. «Правозащитник неоднократно делился с RT важной и правдивой информацией, однако цена ошибки слишком высока», — написали в телеграм-канале канала.

Первоисточником новости о попытке самоубийства Родченкова, как обнаружили пользователи соцсетей, мог стать сатирический сайт ИА «Панорама». Как раз 19 июня (именно эту дату называл Александр Ионов) на сайте появилось сообщение о том, что у информатора WADA произошел нервный срыв. В тот день сборная России по футболу обыграла Египет, и авторы сайта решили пошутить. Шутка была такая: «В квартире известного разоблачителя допинга нашли включенный телевизор с футбольной трансляцией и шесть пустых пачек от успокоительного средства на основе фенобарбитала».

Наталья Жданова